Добро пожаловать в джунгли или 4 вопроса для Европы - Mediamax.am

exclusive
2260 просмотров

Добро пожаловать в джунгли или 4 вопроса для Европы


Премьер-министр Финляндии Санна Марин и президент Франции Эманюэль Макрон
Премьер-министр Финляндии Санна Марин и президент Франции Эманюэль Макрон

Фото: REUTERS

Канцлер Германии Олаф Шольц и президент США Джо Байден
Канцлер Германии Олаф Шольц и президент США Джо Байден

Фото: REUTERS

Президент Франции Эманюэль Макрон и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
Президент Франции Эманюэль Макрон и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан

Фото: REUTERS

Премьер-министр Финляндии Санна Марин
Премьер-министр Финляндии Санна Марин

Фото: REUTERS


Предлагаем вашему вниманию отрывки из статьи директора Европейского совета по международным отношениям Марка Леонарда, написанной для Project Syndicate.

 

Кризис, который Путин принёс в Европу, касается не только безопасности. Он имеет философский характер. Европейский проект строился на идее, что бывшие враги могут стать друзьями благодаря взаимозависимости – экономической, правовой и (со временем) политической. Со стороны война в Украине выглядит как военная интервенция прошлого века. Однако конфликт разворачивается не за железным занавесом. В нём участвуют стороны, которые полностью связаны друг с другом, и он ведётся не только с помощью самолётов и танков, но также с помощью санкций, производственных цепочек, финансовых потоков, людей, информации.

 

Такая гиперсвязанность делает невозможным стабильный мир. Европа должна готовиться к постоянным сбоям и беспорядку – по крайней мере, пока Путин остаётся у власти. Переосмысляя европейский порядок, политики обязаны задуматься над четырьмя комплексами вопросов.

 

Во-первых, где должны проходить границы Европы и НАТО? Многие годы европейцы думали о границах в контексте их устранения внутри Европы (или их смягчения, например, с целью признать независимость Косово). Точные края Евросоюза и НАТО были немного двойственными. Однако сейчас начнутся большие дебаты о том, кто именно внутри, а кто – снаружи.

Премьер-министр Финляндии Санна Марин Премьер-министр Финляндии Санна Марин

Фото: REUTERS

Результатом кристаллизации этих различий станет слегка уменьшившийся, но более консолидированный Запад. Швеция и Финляндия могут вступить в НАТО, но будет проявляться меньше терпимости к тем странам, которые пытаются усидеть на двух стульях: Венгрия, Турция и Сербия должны будут выбрать какую-то одну сторону. И будут вестись большие дебаты о тех странах, которые хотят вступить в ЕС, но не соответствуют критериям для вступления (Украина, Молдавия, Грузия, страны западных Балкан). Некоторые европейские дипломаты уже начали говорить о Европе множества скоростей, где такие страны смогут получить ограниченный доступ к общему рынку, энергетическому союзу или программе «Зелёный курс».

 

Второй вопрос: готова ли Европа к региональному порядку, основанному на балансе сил, а не на праве и институтах. Старой концепции порядка вместе с Россией пришла на смену концепция порядка против России, без общих институтов и доверия. Начнётся мощное движение в сторону перевооружения, и этот процесс уже стартовал в Германии и Дании. Будут вестись новые дебаты о военных базах и ядерном оружии, и это отвлечёт европейское внимание (и, вероятно, ресурсы) от глобального многостороннего взаимодействия.

Президент Франции Эманюэль Макрон и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан Президент Франции Эманюэль Макрон и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан

Фото: REUTERS

Третий вопрос: если ли у Европы политический фундамент для выстраивания экономической и социальной устойчивости? В войнах связности, то есть в конфликтах между взаимозависимыми державами, ключом к успеху являются терпение и способность выдерживать боль. Хотя сейчас санкции против России пользуются широкой общественной поддержкой, она может оказаться не очень долгой, если цены на нефть и газ продолжат быстрый рост, провоцируя экономическую рецессию.

 

Европейские институты создали очень крупный фонд для восстановления экономики с целью не допустить развала Евросоюза из-за Covid-19, а теперь они обдумывают новый механизм солидарности, чтоб помочь потребителям справиться с резко возросшими ценами на энергоносители и другими последствиями санкций, создающими эффект домино. Так или иначе, но Европа будет реструктурировать свои энергетические рынки, производственные цепочки и финансовый сектор, а последствия этой реконструкции будут иметь огромное глобальное значение.

Канцлер Германии Олаф Шольц и президент США Джо Байден Канцлер Германии Олаф Шольц и президент США Джо Байден

Фото: REUTERS

Последний большой вопрос: является ли Европа частью регионального порядка или глобального? Ещё несколько недель назад казалось, что Европа находится на геополитической обочине определяющего соперничества XXI века: битвы за контроль над Индо-Тихоокеанским регионом. Но начало войны на континенте и укрепление партнёрства между Китаем и Россией ставят Европу и «Евразию» обратно в центр мировой арены. Как полагает Джереми Шапиро из Европейского совета по международным отношениям, НАТО теперь придётся налаживать связи с демократическими странами Азии, координируя политику и даже продвигая свои позиции на европейском и тихоокеанском театрах.

 

Многие наблюдатели отмечают, что Путин с его историческим фантазиями и страхами попасть в окружение, живёт в каком-то другом мире. Однако эта метафора игнорирует тот факт, что наши судьбы переплетены. Не важно, что думает Путин о том, в каком мире (или в каком времени) он живёт. Важно, что, пока он в Кремле, Европа не будет в безопасности.

 

Европейским лидерам придётся примирять мир, в котором они хотят жить, с миром, который им навязывает Путин.

 

Copyright: Project Syndicate, 2022.

www.project-syndicate.org

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора