Covid-19, биореволюция и ящик Пандоры - Mediamax.am

exclusive
5156 просмотров

Covid-19, биореволюция и ящик Пандоры

Фото: REUTERS

Предлагаем вашему вниманию отрывки из статьи партнёра в Глобальном институте McKinsey Майкла Чуя и старшего партнёра в гамбургском офисе McKinsey Маттиаса Эверса, написанной для Project Syndicate.

Перспективы биологии редко привлекали так много внимания в мире, как сейчас, во время кризиса Covid-19. В ситуации, когда новый коронавирус заражает миллионы людей во всём мире и разоряет мировую экономику, наши главные надежды на преодоление пандемии связаны с новым поколением быстро эволюционирующих биологических инструментов и ресурсов. Впрочем, решение проблемы Covid-19 – это лишь вершина айсберга возможностей биологических инноваций.

Прогресс в биологических науках набирает обороты с тех пор, как была составлена полная карта генома человека – этот процесс, длившийся 13 лет, завершился в 2003 году. Как показано в новом исследовании Глобального института McKinsey (MGI), результатом этого стала биореволюция, которой способствует быстрый прогресс в сфере компьютеров, автоматизации и искусственного интеллекта (сокращённо ИИ).

Исследование MGI выявило около 400 способов применения биотехнологий, которые уже находятся в той или иной стадии инновационных разработок; в совокупности они могут генерировать до $‌4 трлн ежегодно в течение следующего десятилетия или двух. Больше половины этих способов относятся не к здоровью человека, а связаны с такими областями, как сельское хозяйство и продовольствие, потребительские продукты и услуги, а также производство материалов, химикатов и энергии.

Впрочем, конечный эффект биореволюции будет на несколько порядков более масштабным. Например, вплоть до 60% физических ресурсов, необходимых мировой экономике, может, в принципе, производиться с помощью биологических средств. Сюда относятся не только биологические материалы (одна треть), но также товары, производимые с использованием инновационных биологических процессов, например, биопластик (две трети). Такие товары способны предложить превосходящее качество работы и устойчивость.

Кроме того, в течение ближайших 10-20 лет биологические инновации могут сократить глобальное бремя болезней на 1-3%, что примерно эквивалентно совокупному бремени раковых заболеваний лёгких, груди и простаты. В случае же реализации полного потенциала этих инноваций, глобальное бремя болезней можно будет сократить на 45%.

Фото: REUTERS

Для достижения такого уровня нам придётся преодолеть множество проблем, как научного характера, так и связанных с коммерциализацией и масштабированием инноваций. Но и здесь есть многообещающие тенденции. Начать с того, что стоимость картирования генома человека резко снизилась – примерно с $‌3 млрд в 2003 году до менее $‌1000 в 2016 году. И эта цифра может упасть ниже $‌100 в течение десятилетия.

Полный геном вируса SARS-CoV-2, который вызывает болезнь Covid-19, был секвенирован и опубликован через несколько недель после обнаружения. Между тем, для секвенирования и публикации генома вируса SARS-CoV-1, вызывающего тяжёлый острый респираторный синдром, потребовалось несколько месяцев с момента его появления в 2002 году.

К середине апреля, менее чем через четыре месяца с момента официальной идентификации Covid-19, в лабораториях по всему миру существовало уже более 150 вакцин-кандидатов. А когда в 2015 году началась эпидемия Зика, потребовалось больше года для начала первой фазы клинических испытаний возможной вакцины.

Наши возможности делать выводы из геномных (и микробиомных) данных и заниматься инженерией клеток, тканей и органов становятся всё более сложными и продвинутыми, а применение этих технологий далеко не ограничивается здоровьем человека. Уже сегодня эти технологии находят применение в таких разных отраслях, как сельское хозяйство, производство текстиля и топлива. А на горизонте маячит новая перспектива: интерфейс взаимодействия мозга и машины. Программы, работающие напрямую от сигналов из мозга, не только станут мотором революции в протезировании; они также сделают возможным хранение данных в ДНК.

Фото: REUTERS

Риски таких прорывных инноваций не следует недооценивать. Хотя бы потому, что неравный доступ к биологическим инновациям может углубить социально-экономическое неравенство – внутри и между странами. Кроме того, биологические системы фундаментально являются самоподдерживающимися и самовоспроизводящимися. Последствия вмешательства в экосистемы могут быть глубокими, длительными и часто непредсказуемыми. Когда ящик Пандоры открыт, тогда всё происходящее в дальнейшем может оказаться вне нашего контроля.

Ценность инвестиций в биологические инновации никогда не была такой очевидной, как во время пандемии. Но подобные инвестиции должны сопровождаться серьёзными усилиями по смягчению рисков, и эти усилия в идеале должны осуществляться глобально скоординированным образом.

Copyright: Project Syndicate, 2020.

www.project-syndicate.org