«Гранатус», «Наполеон» и 90-е - Mediamax.am

«Гранатус», «Наполеон» и 90-е
14297 просмотров

«Гранатус», «Наполеон» и 90-е


Часто кажется, что 90-е были еще «вчера». На самом деле, хотя прошло более двух десятков лет, есть воспоминания, которые останутся с нами навсегда.

Сегодня я расскажу о кондитерской «Гранатус», в которой, думаю, многие из вас бывали.

Она находится рядом с Матенадараном и была одной из первых кондитерских в нашем городе.

В 1992 году я поступил в университет. Хорошо помню сдержанную радость отца, когда я позвонил домой из таксофона и сообщил, что поступил на бесплатное отделение. Папа с мамой были инженерами-конструкторами, и после развала СССР все проектные институты оказались на грани закрытия. Отец иногда получал частные заказы, но они были нерегулярными и не очень денежными.

Однажды он пришел домой и сказал маме: «Рубик с Гаей открыли кондитерскую, для которой пекут жены многих архитекторов и инженеров, может и нам попробовать?». Архитектор Рубен Асратян и его жена открыли небольшой магазин в подвале своего дома.

Было решено, что мама будет печь пирожные «Наполеон». Ассортимент маминой выпечки был велик, и выбор пал на «Наполеон», наверное, потому, что эта «ниша» еще не была занята.

Утром по дороге в «Гранатус» можно было встретить действующих и бывших сотрудников института «Армгоспроект», которые несли в разных коробках выпечку. Папа сделал ящик для транспортировки «Наполеона» из черной пластиковой канистры, изначально предусмотренной для раздачи американского «гуманитарного» керосина.

Ходить в магазин нужно было два раза в день: утром - сдавать «товар», а вечером - получать деньги или забирать непроданные пирожные. Тетя Гаяне тщательно следила за качеством продукции и не позволяла выставлять непроданное на следующий день.

В основном, в магазин ходил отец, реже - я. После смерти папы эта обязанность стала полностью моей. Несколько лет я не мог планировать свои вечера так, как хотелось - прежде всего надо следовало сходить в магазин.

Сейчас не вспомню, какой была ежедневная выручка при условии, что все продавалось. Думаю, «в сегодняшних деньгах» это долларов 10-15. Но бывали дни, когда день или два ничего не продавалось. Зато такие дни становились настоящим «праздником» для моих друзей, которые быстро расправлялись с «возвратом».

В 1993 году, когда драм только вошел в обращение, в магазине около двух дней торговали американскими долларами – драмов на руках у людей еще не было, а рубль уже вышел из обращения. Получать ежедневный заработок в долларах было приятно - на самом деле сумма была обычной, но доход почему-то казался больше.

Приходя в магазин вечером можно было не смотреть на ту часть прилавка, где должны были лежать наши «Наполеоны» - по выражению лица продавщицы можно было сразу определить: сегодня я вернусь домой с деньгами, или нет. Всегда чувствовал чувство вины в те дни, когда я получал деньги, а другие – непроданные пирожные или торты.

В канун Нового года в «Гранатусе» начиналась суматоха. Количество заказов могло достигать нескольких сотен «Наполеонов», а это означало, что приходилось делать из дома в магазин 5-6 «рейсов» в день.

Но, конечно, эти «мучения» не шли ни в какое сравнению с ежедневными усилиями мамы. Приготовление слоеного теста требует больших физических усилий, и в течение 6-7 лет она безропотно, не жалуясь, начинала и заканчивала свой день «Наполеонами». Однажды я пришел домой и сказал: «Все, мам, печь ты больше не будешь».

«Гранатус» был особенным местом. Конечно, никто из архитекторов и инженеров не был рад печь пирожные вместо того, чтобы проектировать здания. Но заходя в магазин и встречая там «коллег», я чувствовал, что они горды тем, что нашли способ честным трудом прокормить свои семьи.

Даже сегодня, когда мне нужны пирожные, я всегда иду в «Гранатус» - чувствую себя в долгу перед теми людьми, которые до сих пор пекут.

Хотел бы я, чтобы этих лет не было в моей жизни? Конечно, хотелось бы, чтобы мои родители продолжали работать по специальности, а маме не пришлось бы провести лучшие годы жизни на кухне. Но «Гранатус» стал хорошей школой жизни, он научил меня, что такое деньги и как тяжело их зарабатывать. Он научил меня не отчаиваться и не ныть. И за это я благодарен «Гранатусу» и всем, кто там работал и работает. Но «Наполеоны» я все-таки больше не ем.

Ара Тадевосян – директор Медиамакс.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора