Анна Лэмптон: история одного переворота - Mediamax.am

Анна Лэмптон: история одного переворота
10645 просмотров

Анна Лэмптон: история одного переворота


В этом году исполнилось бы 100 лет знаменитой британской ученой, крупнейшему специалисту по Ирану и исламу - Анне Лэмптон. Ставшая одним из символов Лондонского университета, профессор Лэмптон не дожила всего 4 года до своего 100-летнего юбилея.

Без работ Лэмптон невозможно представить современную иранистику. Автор многочисленных книг, Анна Лемптон внесла значительный вклад в развитие мирового востоковедения. Вместе с тем, как стало известно благодаря рассекреченным в 90-е гг. секретным документам, Анна Лэмптон была не только историком, но и творцом истории. При ее непосредственном участии в 1953 году произошло одно из самых болезненных событий в истории Ирана, которое одновременно является одним из самых постыдных переворотов, организованных Западом, – свержение демократического правительства доктора Мохаммеда Мосаддыка.

Пришедший к власти в 1951 году в результате демократических и конкурентных выборов Мосаддык в том же 51-м принял судьбоносное для себя и для страны решение – национализировать нефтяные месторождения и нефтяную промышленность Ирана. Согласно концессионному договору от 1919 года, они практически принадлежали «Англо-персидской нефтяной компании», известной сегодня как British Petroleum. Договор 1919 г. был документом колониальной эпохи. Согласно ему нефтяные ресурсы Ирана фактически передавались в собственность англичан. Последние, получая огромную прибыль, платили иранскому правительству незначительную сумму в качестве концессионной ренты. Так, в 1921 году доходы «Англо-персидской нефтяной компании» превысили госбюджет Ирана на 12%.

Несмотря на то, что в 1951 г. Британская империя переживала период активного распада, решение Мосаддыка, тем не менее, вызвало возмущение в Лондоне. В британском правительстве были силы, осознающие необратимость решения иранского правительства и выступающие за достижение новых договоренностей с властями Ирана, которых можно было достичь путем переговоров и компромиссов. Однако другого мнения придерживалась профессор Лондонского университета, пресс-атташе британского посольства в Тегеране в 1939-1945 гг. Анна Лэмптон, которую в 1951-м привлек к разработке «иранской политики» глава британского МИД, будущий премьер и друг Лэмптон Энтони Иден.

Анна Лэмптон - британская аристократка и уже признанный ученый, по ее же собственным словам, с детства влюбленная в Иран и иранскую культуру, придерживалась собственной позиции касательно отношений с правительством Мосаддыка. Она утверждала, что никакие переговоры и компромиссы не нужны. Лучшей политикой для Лондона, на ее взгляд, было свержение правительства Мосаддыка и формирование лояльных Британии властей. Анна Лэмптон, считавшая себя человеком, «лучше всего чувствовавшим» иранскую историю, полагала, что Иран не может быть независимым государством, так как иранцы отсталые и «неумные», а иранские нефтяные ресурсы обнаружили британцы и, следовательно, им они и должны принадлежать по праву. Позиция Анны Лэмптон не была лишена фашистского оттенка, однако именно она была взята на вооружение британцами и американцами, что привело к организации свержения Мосаддыка в 1953 году.

В основе подготовки свержения иранского премьера лежало предложение Лэмптон, согласно которому для организации переворота следует страну «пошатнуть снизу», распространяя среди населения конспирологические теории о правительстве Мосаддыка. Конспирологические идеи должны были децентрализовать общественное мнение в стране и создать благоприятную почву для свержения власти. В 1951-1953 гг. британцы и их сподвижники распространяли в Иране «сведения» о том, что Мохаммед Мосаддык: обратился в христианство, является масоном, связан с Израилем и США, является советским шпионом, безбожником и т.д. В результате этого, когда в 1953 г. в результате организованного генералом Фазлолла Захеди вооруженного переворота правительство Мосаддыка пало, это не вызвало ни широкомасштабных общественных протестов, ни организованной ответной реакции. Часть общества не хотела защищать масона, другая часть - советского шпиона, третья - друга Израиля и т.д. Излишне говорить, что Мосаддык не был ни первым, ни вторым, ни третьим…

После переворота 1953 г. Анна Лэмптон получила почетное назначение, возглавив кафедру иранистики Лондонского университета, в которой и проработала 55 лет, до самой смерти в 2008-м.

Однако история обладает своей собственной философией. Анна Лэмптон полагала, что после свержения Мосаддыка Британия вернется в Иран и получит контроль над принадлежавшими ей до национализации нефтяными месторождениями. Она считала, что такая перспектива безальтернативна, так как основной соперник Британии - США - «не имеет достаточных знаний, не чувствует и не знает Иран», чтобы победить Британию в борьбе за иранские ресурсы. История же показала иное. Получивший власть в 1953 г. шах Мохаммед Реза Пехлеви не только не перезаключил с британцами договор 1919 г., но и избрал в качестве основных партнеров в нефтяной сфере американские компании. Скорее всего, шах боялся вновь оказаться в зависимости от страны, которая выступила против суверенитета Ирана, пытаясь контролировать и управлять страной. Анна Лэмптон, наверное, понимала, что ее знания хоть и помогли изменить ход истории Ирана, однако совсем не в том русле, которое она предполагала. Может быть, именно это было причиной того, что Лэмптон никогда не комментировала свое участие в организации переворота 1953 г. Направляемой прагматизмом британской аристократке, очевидно, сложно было признать не свою роль в свержении демократического правительства Моссадыка, а свое поражение: ведь  все пошло не так, как она планировала.

Севак Саруханян – кандидат политологических наук.

Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс. 

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.





Почему «ИГИЛ» непобедимо
Выбор редактора