Сегодня, в день 20-летия провозглашения независимости Нагорно-Карабахской Республики (НКР), пресс-служба президента НКР сообщила, что Бако Саакян направил поздравительную телеграмму главе Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Игорю Cмирнову.
Поздравив «братский народ» ПМР с 21-ой годовщиной образования независимой государственности, Бако Саакян отметил, что «за эти годы народ и власти Приднестровья решили сложнейшие задачи государственного строительства, защитили свободу и независмость страны, заложили основы динамичного экономического развития и прочно встали на путь международного признания».
Сегодня - большой праздник, 20-летний юбилей независимости НКР. Зачем следовало в такой день направлять телеграмму Игорю Смирнову, причем - с таким содержанием? Если по тем или иным причинам телеграммы никак нельзя было избежать, можно было бы ограничтться кратким сообщением о том, что президент НКР поздравил президента ПМР и обойтись без «сочных» цитат.
Люди, которые следят за ситуацией на постсоветском пространстве, знают, что в Приднестровье, в отличие от НКР, правят не власти, а режим, который принято называть полукриминальным. Режим этот настолько далек от принципов демократии, что, судя по всему, сам не очень рассчитывает на свое международное признание.
В декабре 2001 года МИД НКР, комментируя сообщения о намерении непризнанных республик создать военный блок, заявил: «НКР, обладающая достаточным военным потенциалом для обеспечения своей безопасности, совершенно не нуждается в дополнительных силах». А в сентябре 2002 года МИД НКР назвал «абсолютно недостоверным» заявление лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты о том, что НКР и другие непризнанные республики готовятся провести совместные военные учения.
Задолго до грузино-российской войны 2008 года, на Западе было четко сформировано мнение о том, что борьба за самоопределение не имеет ничего общего с конфликтами в Южной Осетии и Приднестровье, поскольку Россия использует эти режимы в качестве рычагов в своих отношениях с Грузией и Молдавией.
В конце июля 2004 года Абхазию, Южную Осетию, Грузию, Армению и Нагорный Карабах посетила группа американских экспертов из Проекта по переходным демократиям /Project on Transitional Democracies/ и Немецкого Фонда Маршалла Соединенных Штатов /The German Marshall Fund of the U.S./. Экспертов сопровождал корреспондент The Economist Роберт Коттрел, который написал по итогам визита в конфликтные регионы:
«Карабах представляет собой отдельный случай. Россия играет там важную, но второстепенную роль. Что касается трех остальных замороженных конфликтов, то их урегулирование во многом будет зависеть от того, удастся ли убедить Россию сотрудничать - режимы в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии выживают ислючительно благодаря российской военной и дипломатической поддержке».
За последние несколько лет сопредседатели Минской группы ОБСЕ прямо или косвенно не раз заявляли о том, что среди постсоветских конфликтов Нагорный Карабах стоит особняком и требует особого решения. И тот факт, что международное сообщество готово признать право народа НКР на самоопределение и предлагает проведение референдума - лучшее тому доказательство.
Судя по всему, несколько лет назад в Степанакерте поняли полную бессмысленность создания виртуальных союзов с другими непризнанными республиками. Во всяком случае, в июне 2006 года, когда лидеры Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии встретились в Сухуми и подписали совместную декларацию о создании совместных миротворческих сил, НКР на встрече представлена не была.
Если не касаться исторических вопросов, то главным фундаментальным отличием властей Нагорного Карабаха от режимов, действующих в Сухуми, Цхинвали и Тирасполе, был и остается уровень демократии. Трудно найти хоть одного иностранца, побывавшего в Карабахе и одной из трех других непризнанных республик, который бы не обратил внимания на гигантскую разницу в их демократическом и экономическом развитии.
На этом фоне не очень понятно, зачем было посылать такую телеграмму, да еще - в такой день. Хочется надеяться, что это - лишь следствие не вполне профессиональной работы пресс-службы и протокола президент НКР, а не свидетельство изменения политики, согласно которой карабахский конфликт уникален по своей сути, как и уникальна наша победа.
Ара Тадевосян - директор Медиамакс.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.