Сильная экономика должна стать нашей новой идеологией - Mediamax.am

Сильная экономика должна стать нашей новой идеологией
7741 просмотров

Сильная экономика должна стать нашей новой идеологией


Написание статьи может затянуться на пару месяцев. Иногда нужно отпустить мысли в свободное плавание - пусть тема поживет своей жизнью и «проварится». 10 ноября 2020 года я решил написать колонку и проанализировать причины нашего поражения. Но трудно писать хладнокровно, когда в тебе смешались боль, гнев и горечь. 10 месяцев понадобилось мне для того, чтобы изложить свои мысли. Кроме того, я понял, что уместить все в одном тексте будет сложно и решил сделать серию из трех частей.

Эти колонки не о «бывших» и «нынешних». С одной стороны, наверное, все то, о чем я напишу, будет возможно полноценно реализовать лишь после ухода Никола Пашиняна. С другой стороны, я убежден, что в поражении 2020 года виновны не только нынешние и бывшие власти, но и все мы. Поскольку в серии это «мы» будет часто встречаться, то уточню, что и имею в виду всех думающих и активных людей, которые по разным причинам молчали, верили в мифы или участвовали в их создании. Вне зависимости от того, когда и как уйдет Никол Пашинян, мы должны начать думать и действовать прямо сейчас. Постараюсь изложить некоторые тезисы и внести предложения, которые могут стать предметом для обсуждения и дискуссии.

***

Приведу два показателя:

1.    В 2020 году Турция экспортировала ковров на сумму в 2 миллиарда 600 миллионов долларов.
2.    В 2020 году из Армении было экспортировано товаров на 2 миллиарда 544 миллиона долларов.

Очевидно, что ковры не являются основной составляющей турецкого экспорта, но даже при таком раскладе Турция получила больше дохода от экспорта ковров за год, чем весь объем экспорта нашей страны.

Еще несколько цифр:

В январе-июле 2021 года Азербайджан экспортировал нефти на 7,6 миллиардов долларов и газа на 1,7 миллиардов долларов. В отчете Global Gas Outlook, опубликованном в 2017 году, говорится, что до 2040 года экспорт газа из Азербайджана будет ежегодно расти на 9%.

Через десять месяцев после окончания войны Азербайджан практически завершил строительство «Дороги победы» от Физули до Шуши, а в районах, перешедших под его контроль, начал строительство трех аэропортов.

Что делаем мы? Продолжаем всем миром собирать средства, чтобы купить палатки и термосы для солдат, несущих службу на неоснащенных позициях.

Военно-промышленный комплекс Турции в настоящее время реализует 750 проектов на общую сумму 60 миллиардов долларов. Военный экспорт Турции за последние пять лет увеличился на 30%.

Что делаем мы? Всем миром собираем 115 000 долларов для строительства «аэропорта БПЛА» в деревне Лернапат.

Одна из наших самых больших иллюзий заключалась в том, что не имея денег, мы сможем противостоять Азербайджану и Турции. Понятно, что в силу ряда факторов (географическое положение, численность населения, природные ресурсы и т. д.) Азербайджан и Турция в любом случае были бы экономически сильнее. Но разница не должна была быть столь катастрофической. Говоря народным языком, для нас 50 миллионов долларов - «Божий дар», а для наших противников 1 миллиард - обычное дело.

Сейчас, оглядываясь назад, действительно сложно понять, как мы, зрелые и опытные люди, не смогли правильно оценить ситуацию. В течение многих лет Азербайджан вкладывал огромные средства в закупки оружия и боеприпасов и модернизацию своей армии, а мы были уверены, что сможем противостоять этому боевым духом и всепоглощающим желанием защитить Родину. После войны я читал разные свидетельства, и многие солдаты говорят почти то же самое: «Они выпускали по нам 100 снарядов, мы отвечали одним или двумя». В данном случае важны не абсолютные цифры, а то, что видя подобное неравенство, может сломаться солдат даже с самым высоким боевым духом.

Мы действительно верили, что Армения может полноценно развиваться с закрытыми границами, что серьезные инвестиции могут привлекаться в страну с ограниченным внутренним рынком и проблемными экспортными маршрутами. Нам казалось, что небольшие вложения - лишь последствия коррупции.

Бывшие власти позволили себе расточительность препятствовать эксплуатации Амулсарского месторождения, поскольку имели коррупционные ожидания. Нынешние власти позволили себе расточительность препятствовать эксплуатации Амулсара, ибо
Были «не уверены» в том, что владельцы рудика не оправдали коррумпционных ожиданий своих предшественников. И те и другие оправдывали свои действия «заботой» о судьбе Джермука и озера Севан. В итоге Армения потеряла инвестиции в размере 400 миллионов долларов, а по итогам войны Джермук и некоторые районы вокруг озера Севан стали практически передовой, а будущее водных ресурсов Армении - трудно предсказуемым.

Недавно с телекоммуникационного рынка Армении ушла компания VEON, работающая под брендом Beeline. Отвечая на вопрос о причинах ухода, ее топ-менеджеры в приватных беседах говорили, что годовая выручка в Армении сопоставима с показателями большого российского города, а «головной боли» куда больше.

Сколько мировых брендов представлено в Армении? Coca-Cola, Pepsi, HSBC, Pernod Ricard (владелец Ереванского коньячного завода). Возможно, я что-то пропустил, но в любом случае, список невелик.

Сильная и гибкая экономика должна стать нашей единственной идеологией. Мы должны понять, что если не пойдем этим путем, у нас не будет никаких шансов. Если у вас есть боксерские перчатки, и вы иногда красуетесь в них перед зеркалом, это отнюдь не означает, что вы сможете выйти на ринг против профессионального боксера.

Мы должны отказаться от посредственности и от привычки делать все «тяп-ляп». Мы должны обеспечивать исключительное качество и высокую добавочную стоимость: подобные примеры в разных отраслях экономики у нас есть. Нам следует покончить с выдумкой о том, что мы сможем «содержать страну» при помощью ИТ. Информационные технологии важны для развития ряда ключевых областей, но они не решают проблему безработицы. Прежде чем ожидать «дорогих туристов» (цитата из интервью министра экономики), необходимо наконец построить сеть нормальных туалетов на основных автодорогах.
 
Есть ряд важных вопросов, которые не находят решения с 1994 года. В 2021 году мы все вместе с замиранием сердца ждем прибытия в Армению партии больших автобусов. С 1994 года наши граждане подвергаются ежедневным унижениям в «маршрутках», и диву даешься, когда «крышевавшие» их некоторые бывшие чиновники недоумевают, почему эти униженные люди вышли на улицы в апреле 2018 года.

За эти десятилетия мы не смогли построить хотя бы один современный мусороперерабатывающий завод, продолжая отдавать драгоценную землю пол гигантские свалки. А подобные проекты могли и должны были стать прорывом как в экономическом, так и в психологическом плане.

В рамках общенационального сбора средств, инициированного Всеармянским фондом «Айастан» во время войны, нам удалось собрать всего 170 миллионов долларов. При этом большая часть пожертвований поступила от простых людей, проживающих в Армении и диаспоре, которые часто отправляли свои последние деньги. 170 миллионов долларов – именно эта цифра определяет наш реальный сегодняшний потенциал.

Экономика – понятие не абстрактное. Экономику строят люди, и она хорошо работает, когда строители понимают, ради чего они прилагают усилия (помимо обеспечения собственного благополучия). Об этом «ради», а точнее, об его отсутствии, я напишу во второй части серии.

Ара Тадевосян - директор Медиамакс.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.





Be Armenian, Be in jail?
Выбор редактора