Об армянах и евреях, о Геноциде и Холокосте - Mediamax.am

exclusive
14150 просмотров

Об армянах и евреях, о Геноциде и Холокосте


Рой Гринвальд, Яэль Бен-Зви Морад, Петер Ш. Лехнард
Рой Гринвальд, Яэль Бен-Зви Морад, Петер Ш. Лехнард

Фото: Медиамакс


13-14 апреля в Американском университете Армении прошла конференция «Геноцид и литература», посвященная теме сравнительных армянских и израильских перспектив.

 

Медиамакс побеседовал с некоторыми из участников конференции.

 

Яэль Бен-Зви Морад

 

Доктор Яэль Бен-Зви Морад – исследователь израильского и палестинского кино и литературы. Преподает в университете им. Бен-Гуриона в Негеве. Автор книг «Отцеубийство. Гендер и национализм в палестинском кино» и «Свадьба в снегу».

 

Я впервые серьезно ознакомилась с вопросом Геноцида армян. Меня всегда интересовала работа Атома Эгояна, в частности – фильм, рассказывающий о геноциде. С одной стороны он показывает катастрофу, с другой – подчеркивает психологические последствия геноцида. Мне бы хотелось углубиться в тему, изучить вопрос геноцида армян. Это действительно очень объемная тема.

 

Я думаю, что Холокост и Геноцид армян – очень разные явления. После случившейся беды мы, евреи, стали сильнее, наш первый президент, Давид Бен-Гурион, понял, что катастрофа закончилась, мы находимся под британской оккупацией и должны принять решение о независимости. Он смог использовать Холокост в пользу своей страны, чтобы обрести независимость, защитить себя. Этот исторический момент стал для нас краеугольным камнем.

 

Я вижу, что армяне до сих пор ищут пути, чтобы стать сильнее и доказать миру, что у них есть свои права после Геноцида. Я считаю, что мы должны использовать каждый шанс, чтобы учиться друг у друга.

 

Быть может, я не права, но мне кажется, что на протяжении многих лет армяне молчали, либо довольно сдержанно высказывались на эту тему. Они не вели записи имен жертв, не строили музеи, не доказывали миру всеми способами, что с ними произошло. Мы с первой же минуты смогли сделать свою память сильнее и подробнее. Сейчас мы приостановили наши исследования, однако хотим продолжить, а вы еще продолжаете, но уже хотите остановиться.

 

Проблема армян в некотором смысле похожа на проблему палестинцев. В центре Иерусалима стоит мечеть Аль-Акса, и по сей день израильтяне и палестинцы спорят, кому же она принадлежит. В этой связи всегда вспоминаю гору Арарат.

 

Как частное лицо, я могу выразить мнение, что Израиль не признает Геноцид армян, потому что боится конкуренции. Не хочет, чтобы Холокост хоть на минуту уступил свою масштабную роль в истории.

 

Мы всегда отделяли свой геноцид от других геноцидов, произошедших в мире, потому что в нашем случае уничтожение евреев было тщательно разработанной системой.

 

Кроме того, наша страна не хочет портить отношения с Турцией и терять доходы от продажи оружия.

 

Туризм является лучшим способом навести мосты. Возможно, я удивлю вас, но поверьте, что у нас обычные люди ничего не знают о геноциде армян, никогда об этом не слышали. Мне бы хотелось, чтобы туризм между нашими странами развивался, и люди могли приезжать и видеть вашу красивую страну, знакомиться, узнавать.

 

Мы сегодня находимся здесь и своим визитом хотим показать, что мы рядом с вами, мы против политики нашего правительства в вопросе непризнания геноциде армян и продажи оружия. Мы пытаемся бороться посредством пера, слова, литературы, кино, исследований. Это наше оружие.

 

Рой Гринвальд

 

Рой Гринвальд преподает современную литературу на иврите и идише в университете им. Бен-Гуриона в Негеве. В настоящее время работает над свидетельствами погромов в литературе на иврите и идише конца 19-го–начала 20-го вв.

 

Гораздо важнее говорить о геноцидах, происходящих в мире, именно в тех странах, где произошли эти преступления. Пережившая геноцид нация на протяжении всей своей истории продолжает нести на себе эту тяжелую ношу. У нас нет другого выхода.

 

Мы должны суметь преподать урок другим, чтобы предотвратить следующие геноциды. Евреи должны говорить о геноциде армян, вы должны говорить о нашем геноциде и так далее.

 

Холокост и геноцид армян отличаются по своему характеру, однако, поверьте, имеют и много общего. Мы стали сильнее, вас одолел советский режим. Однако в глобальном смысле у нас схожие проблемы, просто мы их рассматриваем под разным углом.

 

Я не очень осведомлен о карабахской проблеме, и меня удивляет, почему вы связываете этот вопрос с темой геноцида. Возможно, следует рассмотреть проблему с другой точки зрения. Конечно, я понимаю, почему это так, но все равно удивляюсь.

 

С моральной точки зрения нет никакой вопросов, однако вопрос столкновения интересов на данный момент важнее, поэтому Израиль и не признает геноцид армян. Конечно, для меня это постыдное явление, которому нет никаких оправданий. Турция - сильный игрок в регионе, Израиль нуждается в Азербайджане, чтобы противостоять Ирану. В этом причина того, почему мы не признаем исторические факты. С нравственной точки зрения это неприемлемо, однако политика безнравственна.

 

Доктор Петер Ш. Лехнард

 

Доктор Петер Ш. Лехнард – старший лектор по средневековой литературе, сфера его исследований – церемониальная поэзия на иврите и светские жанры, общие для большинства культур христианских Средиземноморских стран.

 

Я видел маленькую Армению, расположенную в старой части Иерусалима, она довольно экзотична, обособлена, там вряд ли захотят говорить с тобой. Там ты становишься туристом в собственном городе. А сегодня я вижу Ереван, встречаюсь с общительными людьми, которые хорошо знают свою историю.

 

Мне рассказали, что независимо от того, крещен он, или нет, армянин здесь считается христианином с момента своего рождения. Это очень интересно.

 

Изоляция является важной проблемой. Многие страны, пережившие геноцид, считают, что их проблема – самая тяжелая, ее нельзя описать словами, и их никто не поймет. Именно поэтому для Израиля сложно признать геноцид армян, то есть, узнать другую историю, другие факты. Это очень большая психологическая проблема, но с политической точки зрения - довольно выигрышная позиция. 

 

Израиль занимает третье или четвертое место в мире по экспорту вооружений. Это национальная катастрофа. Мы распространяем столько оружия по всему миру, которое рано или поздно начинает нести смерть. Кровавый бизнес, больше ничего.

 

Геноцид все еще является серьезной проблемой в современном мире, бедой, потому что стало слишком легко убивать людей. Страны и культуры слепы по отношению друг к другу. Современный мир не толерантен, не признает того факта, что на одной территории могут жить люди разных национальностей, разных религий. Одна сторона уничтожает церкви, другая – мечети, или книги, написанные на незнакомым языке.

 

Записала Лена Геворгян

Фото: Мариам Лорецян

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора