Рубен Аракелян. Для разминирования Армении необходимо около 100 миллионов долларов - Mediamax.am

11901 просмотров

Рубен Аракелян. Для разминирования Армении необходимо около 100 миллионов долларов:

Рубен Аракелян и Йоханнес Одендал
Рубен Аракелян и Йоханнес Одендал

Фото: Фото из архива Р.Аракеляна

Фото:


Интервью директора ГНКО «Центр гуманитарного разминирования и экспертизы» Рубена Аракеляна Медиамакс

- ГНКО «Центр гуманитарного разминирования и экспертизы» был создан в 2011 году. Каковы основные цели создания Центра, и что было сделано за прошедшие полтора года?

 

- Центр был создан в 2011 году решением армянского правительства. Фактически, если ранее аналогичная структура действовала в составе Министерства обороны Армении в качестве военного подразделения, то, по решению правительства, новая структура взяла ответственность за реализацию в Армении противоминной политики. Гуманитарное разминирование является более широким понятием, чем просто разминирование, которым занимается армия. Спектр работ по гуманитарному разминированию включает в себя общую и всестороннюю очистку, обучение минным угрозам и рискам, а также реабилитацию лиц, пострадавших от мин.

 

Гуманитарное разминирование – достаточно дорогой и трудоемкий процесс. Дорогими являются и средства по механическому поиску, и инструменты, и оборудование. С благодарностью должен отметить, что эти работы проводятся при содействии PM/WRA  (The Office of Weapons Removal and Abatement) Госдепа США. Пользуясь случаем, хотелось бы выразить благодарность  GICHD  (The  Geneva  International  Centre  for  Humanitarian Demining), который также содействует нам в этом процессе.

 

Естественно, что, когда страна выходит из состояния войны, возникает ряд серьезных и требующих неотложного решения задач, так что сразу же заниматься вопросами разминирования сложно. По этой причине, в мире существует устоявшийся порядок по вопросам разминирования: подобные задачи реализуются при помощи международных организаций-доноров. Правительства разных стран пытаются оказать содействие работам по разминированию по всему миру, в том числе - в Армении. Эти организации и правительства воздерживаются отправлять средства какой-либо военной структуре. Так что, создание Центра было обусловлено, в том числе, и тем, чтобы донорская помощь Армении по разминированию стала более доступной.

Рубен Аракелян, Йоханнес Одендал и замминистра обороны РА Ара Назарян

 

- Если говорить конкретно о разминировании территорий, где проводятся работы?

 

- Работы проводятся в Сюнике, Вайоц дзоре, Арарате, Гегаркунике и Тавуше. То есть, во всех областях, где проходили военные действия.

 

- Какой объем работы уже сделан?

 

- В 2004-2005гг. компания “Ронко” сделала попытку осуществить нетехническое исследование, чтобы было понятно, о какой степени опасности идет речь. “Ронко” работал всего год и представил правительству Армении доклад, который, однако, не получил одобрения. До последнего времени это было единственным сведением о минной опасности в стране. С 2005 года данные не обновлялись. Должен также отметить, что ряд данных, представленных “Ронко”, является неточным, и мы не можем основываться на них. Вместе со швейцарской организацией FSD (Swiss Foundation for Mine Actions) мы начали реализовывать новое нетехническое исследование.

Фото из архива Р.Аракеляна

 

В сентябре 2012г. началось финансирование программы, и стартовали обучающие работы. С октября 2 группы начали осуществление работ на месте. Начали с Сюника, так как именно эта область является наиболее “заминированной”. Нетехническое инспектирование в Сюнике, за исключинием двух высокогорных деревень, куда мы еще не добрались по погодным условиям, полностью завершено. Сейчас проводится работа в Вайоц дзоре и начинаем работать в Тавушской области.

 

Нетехническое инспектирование в Вайоц дзоре мы планируем завершить в течение 10 дней и перейти в Араратскую область. Что касается Тавуша, то там мы будем работать около двух месяцев.

 

- Вы отметили, что в данный момент проходит нетехническое инспектирование. Из скольких этапов состоит весь процесс в целом?

 

- Работы по гуманитарному разминированию состоят из 4-х этапов. Первый - нетехническое инспектирование. Этот этап предполагает визит во все населенные пункты, которые каким-либо образом могут быть связаны с линией соприкосновения или военными действиями. Разговариваем с местным населением, чтобы примерно представить, где могут быть заложены мины. По итогам этих расспросов и наших исследований очерчиваются «подозрительные территории». Заходить на минные поля на этом этапе мы не имеем права.

 

Второй этап – техническое инспектирование. Ее целью является сокращение “подозрительных территорий”. Остальная земля передается местным властям. Это самый сложный и дорогостоящий процесс, так как требует привлечения технических средств.

Фото из архива Р.Аракеляна

 

На третьем этапе проводится само разминирование. Это относительно наименее затратный и легкий этап.

 

Последний – четвертый этап – реабилитация людей (victim assistance).

 

Сейчас мы находимся на первом этапе работ. Когда мы поймем, с каким объемом работ мы имеем дело, то сформируем национальные критерии и представим правительству проект программы по разминированию этих территорий.

 

Правительство никогда не говорило, что это не его дело и касается лишь доноров, и по мере возможности помогает нашим работам. В конце концов, мы должны четко понимать, что это наш дом, и мы не будем ждать, чтобы кто-то пришел и почистил его вместо нас. В любом случае, мы почистим наш дом. Помогут нам – очень хорошо, не помогут – может медленнее, но мы доведем нашу работу до конца.

 

- Как долго продлится весь процесс? 

 

- Я не могу предсказать, сколько продлятся работы, пока не завершится первый этап, и мы не представим, какие задачи стоят перед нами и какие шаги необходимо будет приложить для их разрешения.

 

- Расскажите о финансовом аспекте работ по разминированию?

 

- Первый этап работ, как я уже отметил, финансируется со стороны PM/WRA Госдепартамента США. Сейчас идут переговоры относительно того, чтобы они осуществили финансирование и второго этапа. Не могу предсказать, когда и какого объема будет эта помощь, но уверен, что она будет. Мы очень тесно и результативно работаем с посольством США в Ереване.

 

- О каких суммах идет речь?

 

- Приведу данные “Ронко”, которые датируются 2005 годом. Согласно этим данным, для разминирования Армении необходимо около 40 млрд. драмов, то есть порядка $‌100 млн. При этом, в зависимости от национальных особенностей, цены могут быть больше или меньше. В международной практике приняты следующие расценки: один квадратный метр технического инспектирования – 5-6 евро, само разминирование – 2-3 евро.

Фото из архива Р.Аракеляна

 

- Планируют ли в Армении начать работу другие международные донор-организации, помимо FCD? 

 

- На данный момент в Армении работает лишь FCD. В ближайшее время мы ожидаем сотрудничества с британо-американской “The Halo Trust”. Проводятся также переговоры для вовлечения норвежской компании Norwegian People’s Aid (NPA)

 

- Ваши полномочия простираются только на территорию Армении, или и на НКР тоже?

 

 - Наши работы проводятся на административной территории Республики Армения. Доноры, естественно, не будут поощрять, если мы станем работать на освобожденных территориях. Но, в любом случае, будет неверно однозначно сказать, что это вне наших интересов. Ребенок приграничного села должен знать, где находятся опасные территории или минные поля. В этих случаях мы пытаемся найти какое-то решение, чтобы избавить от опасности те территории, которые находятся в непосредственной близи к селам, разминировав или, по крайней мере, оградив их.

 

- Каковы главные сложности Вашей работы?

 

- Самая большая сложность заключается в том, что нет законодательной основы, которая должна регулировать нашу работу. Так, что множество вопросов остаются открытыми, начиная с того, чтобы не нарушались установленные нами знаки и ограждения, заканчивая тем, как должны передаваться органам местного самоуправления уже разминированные территории и как должно организовываться обеспечение и сохранение этой земли в дальнейшем.

 

Вторая важная проблема – неосведомленность общественности. Меньше всего информирован Ереван. Средства массовой информации по каким-либо причинам обходят нашу деятельность стороной, частный сектор ничего не делает для решения этих задач. Оставим в стороне тот вопрос, что эти земли вне обращения, и фермер не может обрабатывать их. Но не забывайте, что каждая мина может стать причиной гибели невинной жертвы.

 

**************

 

Медиамакс  побеседовал также с руководителем программы FSD Armenia (Swiss Foundation for Mine Action) Йоханнесом Одендалом.

 

- Когда вы начали работы в Армении, и каковы ваши главные цели?

 

- Отмечу, что FSD является швейцарской неправительственной организацией, которая на данный момент работает в 7 странах, в том числе в Армении.

 

В вашей стране мы работаем с сентября 2012г. Наша основная цель - провести нетехническую разведку, чтобы получить реальное представление о ситуации с разминированием в Армении. В октябре 2012г. мы провели теоретические и практические тренинги по нетехническому инспектированию для 10 армянских специалистов, после чего начали непосредственно осуществлять работы на местах.

 

В различных общинах FSD также проводит сбор информации пострадавших лиц, чтобы представить их в Международный Комитет Красного Креста (ICRC) для дальнейших действий. 

 

- Кто ваши основные партнеры в Армении?

 

- С самого начала нашей деятельности мы тесно сотрудничаем с Министерством обороны Армении и «Центром гуманитарного разминирования и экспертизы». FSD проводит периодические встречи с представителями Минобороны, и мы содействуем им в разработке стратегии плана по разминированию.

 

FSD находится в ежедневной связи с «Центром гуманитарного разминирования и экспертизы» и именно оттуда получает указания. Все собираемые данные каждую неделю передаются Центру, который также обеспечивает для нас осведомленность местных властей о нашей деятельности на местах.

 

- Как долго вы еще планируете работать в Армении?

 

- На данный момент мы почти завершили работы в Сюникской области, одна команда работает в Вайоц дзоре, а другая начала работы в Тавуше. FSD планирует завершить нетехническое инспектирование до конца апреля.

 

FSD работает с правительством Армении и Центром, чтобы установить связь с различными донорскими организациями, для финансирования дальнейших этапов работ. Однако, вне зависимости от доступности донорской помощи, FSD надеется продолжать оказывать поддержку армянскому правительству и Центру в их дальнейшей деятельности в этом направлении.

 

С Рубеном Аракеляном и Йоханнесом Одендалом беседовал Арам Араратян.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора