В январе 2022 года бывший старший директор по России в Совете национальной безопасности США, член Совета по международным делам Томас Грэм (Thomas E. Graham) выразил мнение, что урегулирование конфликтов на Кавказе следует включить в процесс всестороннего обсуждения проблем европейской безопасности.
Медиамакс побеседовал с Томас Грэмом 23 февраля, за день до начала войны на Украине.
- В интервью газете «Коммерсантъ» в январе этого года вы предложили включить урегулирование конфликтов на Кавказе в процесс всестороннего обсуждения проблем европейской безопасности. С учетом того, что Армения является членом ОДКБ, Грузия стремится к членству в НАТО, а Азербайджан наращивает военное сотрудничество с Турцией, насколько реалистично ожидать, что страны региона смогут сформулировать единые подходы в сфере обеспечения безопасности?
- Вопрос в том, захотят ли Армения, Азербайджан и Грузия участвовать в более широкой европейской системе безопасности, как это было в прошлом. Участие потребует принятия принципов, на которых будет основываться новая договоренность, которая, в моем предложении будет включать принципы урегулирования замороженных конфликтов. Более того, страны НАТО, Турция и государства-члены ОДКБ в Европе станут частью этого более широкого урегулирования. Таким образом, тот факт, что три кавказских государства ищут различные партнерства для обеспечения безопасности, не исключает их участия в общем подходе к безопасности, согласованном между членами НАТО, ОДКБ и Турцией.
- Согласны ли вы с той точкой зрения, что после поражения Армении в войне 2020 года, расклад сил на Южном Кавказе сильно изменился и, в частности, Турция получила возможность действовать в регионе напрямую и нарушила гегемонию России?
- Турция оказала важнейшую поддержку Азербайджану в конфликте с Арменией и продолжает играть важную роль в регионе. Ничто не говорит о том, что Анкара планирует отступить от того, что она считает регионом своих жизненно важных интересов. Это означает, что Россия больше не является гегемоном на Кавказе.
- Как во время войны 2020 года, так и после ее завершения Владимир Путин всячески избегал возможной российско-турецкой конфронтации в регионе Южного Кавказа и, как считают некоторые, даже «пожертвовал ради этого Арменией». Может ли обострение отношений между Россией и Турцией на других «фронтах», например, вокруг Украины, отразиться на их взаимодействиии на Южном Кавказе?
- Растущая конфронтация вокруг Украины повлияет на весь комплекс российско-турецких отношений. Я ожидаю, что это усложнит усилия по управлению двусторонними отношениями во всех других областях, где интересы двух стран расходятся, включая Ливию, Сирию и Южный Кавказ. Всеобъемлющее европейское урегулирование в сфере безопасности помогло бы уменьшить негативные последствия конкуренции между внешними державами за Южный Кавказ, переместив ее из военной в политическую, экономическую и социальную сферы.
- В интервью «Коммерсанту» вы также говорили, что важной частью процесса урегулирования конфликтов могли бы стать референдумы. «Они позволили бы достоверно понять, чего хотят люди, живущие на оспариваемых территориях. Далее нужно выработать ряд политических и технических соглашений, в соответствии с которыми будут регулироваться вопросы между основной и отделяющейся частью», - говорили вы. Референдум в Нагорном Карабахе был одной из ключевых компонентов различных предложений межународных посредников, сделанных Армении и Азербайджану в течение последних 2 десятилетий. Если Азербайджан отказался от идеи референдума до войны, что может мотивировать его согласиться на референдум после войны, в которой он не только вернул себе все регионы вокруг Нагорного Карабаха, но и установил контроль за частью самого этого региона?
- Опять же, участие в более широком урегулировании европейской безопасности потребует от Азербайджана уважения основных принципов. Если бы урегулирование включало сделанное мною предложение по урегулированию замороженных конфликтов, Баку был бы вынужден пойти на референдум, иначе он оказался бы вне этого более широкого урегулирования. Это поставило бы его в гораздо более уязвимое положение с точки зрения безопасности. Так что Баку придется сделать нелегкий выбор. Но ценой вступления в систему европейской безопасности будет согласие на референдум в Нагорном Карабахе.
С Томасом Грэмом беседовал Ара Тадевосян
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.