Бывший американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Ричард Хогланд опубликовал статью «Есть ли еще роль у Минской группы?», в которой раскрыл некоторые «скобки».
Хогланд занимал пост сопредседателя недолго – с январь по сентябрь 2017 года. Он был приглашен на этот пост после того, как прежний американский посредник Джеймс Уорлик оставил госслужбу и перешел в частный сектор.
Ричард Хогланд в разные годы был послом США в Казахстане, Таджикистане, вице-послом в Пакистане и временным поверенным в Туркменистане. Он также занимал посты заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии, директора отдела Кавказа и Центральной Азии в Бюро по делам Европы и Евразии Госдепартамента.
В 2007 году Ричард Хогланд был номинирован на пост посла США в Армении, однако его кандидатуру заблокировал сенатор Роберт Менендез из-за отказа назвать «геноцидом» массовое истребление армян в 1915 году.
Назначение
Ричард Хогланд пишет, что вышел на пенсию после 30 лет работы в Государственном департаменте, когда его попросили вернуться в качестве временного сопредседателя Минской группы от США.
«Честно говоря, поначалу я немного колебался. Дело в том, что в Госдепартаменте эта должность не рассматривалась как особо способствующая карьерному росту. Откровенно говоря, обычно ее занимал дипломат, который ожидал полноценного посольского назначения, или собирался в скором времени уходить в отставку. Тем не менее, меня заинтриговала возможность узнать больше о проблеме, которой я уделял мало внимания в прошлом, и получить возможность поехать в Нагорный Карабах, что является редкой возможностью для любого американского гражданина.
Фото: REUTERS
Во многом то, что мы делали и как мы это делали, соответствовало стереотипу, который приходит в голову людям, когда они думают о жизни дипломатов. Мы останавливались в пятизвездочных отелях, где нам обычно выделяли апартаменты на представительском этаже, что обеспечивало бесплатный доступ к частному буфету и бару. Мы всегда бывали в лучших ресторанах. Но, откровенно говоря, нами было достигнуто очень немного», - принается Хогланд.
Мадридские принципы, «План лаврова» и признание Попова
Хогланд пишет, что Минская группа ОБСЕ сформулировала «Мадридские принципы» - дорожную карту для окончательного урегулирования конфликта, которое должно было завершится самоопределением жителей Нагорного Карабаха.
«В период, когда я был сопредседателем США, министр иностранных дел России Сергей Лавров раскрыл свой собственный план урегулирования конфликта, очень похожий на существующие Мадридские принципы, который стал неофициально известен как «план Лаврова» - хотя нас предупреждали называть его лишь «планом, лежащим на переговорном столе.
Когда был обнародован так называемый «план Лаврова», я спросил своего замечательного коллегу, российского сопредседателя Попова, действительно ли Кремль согласится его реализовать, если Ереван и Баку уступят и примут его. Его откровенным ответом было: «Конечно, нет». Это дало мне понять, что Нагорный Карабах - не просто двусторонняя проблема между Арменией и Азербайджаном. На самом деле это трехсторонний вопрос, в котором Россия играет ключевую, возможно, даже решающую роль», - пишет отставной дипломат.
По его словам, причиной этого является то, что Россия стремится сохранить свою так называемую «сферу особого влияния» и понимает, что решение конфликта позволит каждой из сторон чувствовать себя достаточно свободно и искать других партнеров.
«Только война решит проблему»
«Во время многочисленных поездок в Ереван и Баку с моими коллегами-сопредседателями я видел, что каждая сторона твердо придерживалась своей позиции и была едва готова рассматривать малейший временный компромисс - даже такой, как меры по укреплению доверия. Я пришел к выводу, что только война окончательно решит проблему Нагорного Карабаха, хотя никогда не высказывал эту точку зрения публично», - признается Хогланд.
Будущее Минской группы
«Ответ о будущем Минской группы зависит от того, кого вы спросите», - пишет Хогланд.
«В Ереване считают сохранение Минской группы необходимым для определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. Баку не менее тверд, утверждая, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана и всегда будет таковой. С этим Минская группа столкнулась с самого начала - радикально противоположные позиции, которые принципиально не сдвигаются с места», - отмечает бывший посредник.
Тем не менее, Хогланд считает, что «при наличии определенного творческого подхода Минская группа ОБСЕ может сыграть определенную роль».
«Например, она могла бы добавить к своему мандату процесс восстановления. Фактически, и Баку, и Ереван признали, что сейчас существует возможность для ремонта и строительства инфраструктуры, включая новые дороги, а также пути сообщения внутри и за пределами региона. Минская группа ОБСЕ могла бы организовать и координировать финансирование Всемирного банка, Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития, а также столиц государств-членов ОБСЕ, чтобы разработать генеральный план и помочь финасировать усиленное развитие в бывшей зоне боевых действий в Нагорном Карабахе и, в более широком смысле, в регионе Южного Кавказа. Очевидно, это будет нелегко еще и по той причине, что трудные соседи - Иран и Турция - захотят сказать свое слово. Но если Минская группа не пересмотрит свою миссию, она, к большому сожалению, продолжит оставаться интригующим захолустьем международной дипломатии», - резюмирует Ричард Хогланд.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.