В последнее время много говорят о новых возможностях, которые откроются перед Арменией в результате диалога Иран-Запад. В частности, отмечается, что отмена санкций в отношении Ирана приведет к созданию новой ситуации в регионе и в мире, и этим Армения сможет воспользоваться.
В действительности, как всегда, все обстоит немного иначе.
Чтобы представить - об отмене каких санкций идет речь, нужно отметить, что лучшим итогом переговоров Иран-«Шестерка» станет возврашение Ирана к тому режиму внешней торговли, который действовал до 2010 года, когда начали применяться международные санкции. То есть, после снятия санкций возможности армяно-иранского экономического сотрудничества вернутся к уровню, который существовал именно до 2010 года.
Возобновятся объемы транзита иранских товаров по территории Армении, будут упрощены финансовые сделки между армянскими и иранскими банками, по всей вероятности, в Армении повысится цена на баранину, поскольку Иран вновь станет платежеспособным и будет покупать ее. Фактически, восстановится то, что было до 2010 года. Но какого-либо «чуда» или «прорыва» в армяно-иранских отношениях не произойдет, особенно если учесть, что экономическое сотрудничество между Ираном и Арменией уже сверхнасыщено.
Вышесказанное, конечно, касается перспективе ближайших лет и того «пакета», который находится на столе переговоров Ирана с «Шестеркой» сегодня. Если предположить, что переговоры пойдут еще дальше и, скажем, через три года Иран и Запад качественно трансформируют свои отношения, подобная перспектива действительно создаст новые реалии, результаты которых для Армении точно предсказать сегодня не представляется возможным.
Полагаю, чтo развития будут связаны с выходом иранского газа на европейский рынок. После урегулирования политических проблем в ЕС может транспортироваться около 100 млрд кубометров иранского газа, создавая новую базу для ирано-европейского энергетического альянса.
Хорошо ли это для Армении?
И да, и нет. Да, потому что уменьшится значимость азербайджанского газа для ЕС, что приведет к определенным политическим перестановкам в кавказской политике Европы. Нет, потому что иранский газ, какие бы добрые пожелания не высказывали мы в Ереване, будет транспортироваться в Европу через территорию Турции, а не Армении, Грузии или Украины, что резко повысит роль турецкого государства как в международной энергетической системе, так и в международных отношениях.
То же касается и нефтяной отрасли. Полноценное возвращение иранской нефти на международный рынок может привести к падению цен на нефть и наконец остановить растущие доходы Азербайджана. Но это, с другой стороны, приведет к ухудшению макроэкономической ситуации в России, где работают сотни тысяч армян, играющих серьезную роль в поддержании макроэкономической стабильности Армении своими трансферами.
Резюмируя, хочу сказать, что что планирование хороших ожиданий от чужой игры – дело неблагодарное, противоречивое и в каком-то смысле вредное, поскольку эти ожидания увязывают ответственность за собственную судьбу с процессами, не имеющими к нам прямого отношения.
Севак Саруханян – кандидат политологических наук.
Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.