14 января в Москве состоялась первая встреча спецпредставителей Армении и Турции Рубена Рубиняна и Сердара Кылыча. После ее итогам министерства иностранных дел обеих стран выступили с идентичными сообщениями, назвав встречу «позитивной и конструктивной». Очевидно, что текст был подготовлен и согласован сторонами еще до встречи, что свидетельствует о том, что, несмотря на заверения правительства Пашиняна, армяно-турецкий процесс стартовал еще до встречи Рубиняна и Кылыча.
Накануне встречи официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила:
«Это диалог между двумя странами. Мы не являемся частью этого формата».
14 января, когда в доме приемов МИД России продолжалась встреча Рубиняна и Кылыча, Сергей Лавров давал большую пресс-конференцию по итогам 2021 года, на которой, в частности, сказал:
«Наша роль заключается в том, чтобы помочь сторонам выстроить прямой диалог. Надеюсь, нам это удастся».
Лавров также отметил, что Россия поддержала достижение Арменией и Турцией согласия в вопросе назначения спецпредставителей.
Еще 25 ноября 2021 года Мария Захарова заявила, что Армения обратилась к России с просьбой о посредничестве в нормализации отношений с Турцией.
«Могу подтвердить, что Армения обратилась с просьбой о посредничестве между Ереваном и Анкарой. Россия заинтересована и приложила усилия для нормализации армяно-турецких отношений, и наша страна готова всеми возможными способами продолжать это», - отмечала она.
Итак, факт заключается в том, что процесс не начался бы без посредничества или поддержки России. Здесь уместно вспомнить, что Лавров присутствовал на подписании армяно-турецких протоколов в Цюрихе в 2009 году, и именно его записка армянскому коллеге Эдварду Налбандяну фактически спасла ситуацию. Из-за новых условий, выставленных турецкой стороной, подписание затянулось на несколько часов и могло вообще сорваться.
Уместно вспомнить также, что в Цюрихе рядом с Лавровым стояли госсекретарь США, Верховный представитель ЕС и министр иностранных дел Франции. Сегодня в армяно-турецкий процесс вовлечена только Россия, а сегодняшняя Армения – далеко не та страна, которая существовала в 2009 году. Каким бы уязвимым и многослойным ни было решение Сержа Саргсяна начать процесс с Турцией, это было ее (читай: Армении) решение. Сегодняшний же процесс – не результат решения Пашиняна, а следствие катастрофического поражения Армении и тех огромных изменений, которые произошли в регионе.
В сообщениях, опубликованных после встречи Рубиняна и Кылыча, по сути, ничего не говорилось о ее содержании. Существенным можно считать, пожалуй, лишь то, что «стороны договорились о продолжении контактов без предварительных условий».
Сообщение МИД России было более содержательным. В частности, в нем указано, что «стороны выразили готовность вести диалог в конструктивном, неполитизированном русле, в духе прозрачности и нацеленности на практический результат, продвигаясь от простого к сложному «малыми шагами»».
Ключевым здесь является слово «неполитизированный», и, что интересно, его произносят не сами участники диалога, а Россия, заместитель министра иностранных дел которой Андрей Руденко провел отдельные беседы с Рубиняном и Кылычем до начала встречи двух спецпредставителей.
«Не политизировать» стало девизом политики России в регионе после окончания войны 2020 года. В частности, говоря о перспективах урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Сергей Лавров неоднократно призывал временно отложить в сторону политические вопросы (в частности, вопрос статуса Арцаха) и сосредоточиться на гуманитарных и экономических аспектах. Не случайно, что Россия хотела быть видеть аналогичную логику в армяно-турецком процессе.
Правительство Никола Пашиняна отныне ведет с Турцией «неполитизированный» диалог. И проблема даже не в том, что во время войны Никол Пашинян заявлял, что «Турция вернулась в регион, чтобы довести до конца Геноцид армян». Это, скажем так, сугубо эмоциональная сторона дела. Практическая же сторона заключается в том, что это «неполитизированное» «танго» танцуют не вдвоем, а втроем. И исполняется оно на фоне нарастающей с каждым днем и полной непредсказуемых последствий напряженности между Россией и Западом. Ситуация такова, что свет и музыку в танцевальном зале могут отключить в любой момент, что может оказаться фатальным для неопытного танцора. Однако Пашиняна это не беспокоит. Еще 5 августа 2019 года в своем знаменитом выступлении на площади Возрождения в Степанакерте («Арцах - это Армения, и точка!») он сказал буквально следующее:
«Реалистичные программы нам отныне не интересны. Теперь нас не интересует то, что возможно реализовать. Нам интересно то, что все считают невозможным, поскольку армянский народ - это народ, который совершает невозможное».
Ара Тадевосян - директор Медиамакс.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.