Президент Грузии Георгий Маргвелашвили прибудет сегодня с офицальным визитом в Ереван.
Накануне визита Медиамакс побеседовал с Темури Якобашвили, который с
марта 2013 года является старшим трансатлантическим сотрудником Немецкого фонда Маршалла (GMF) США. До этого, с февраля 2011 года, он занимал пост посла Грузии в США. До назначения на должность посла Темури Якобашвили был вице-премьером и государственным министром Грузии по вопросам реинтеграции.
- Какова Ваша оценка нынешнего этапа армяно-грузинских отношений? Что находится на должном уровне, а что может быть улучшено?
- Армяно-грузинские отношения можно назвать дружественными и функциональными, и в настоящее время в двусторонних отношениях не существует каких-либо проблем, требующих определенных политических усилий. Сегодня существуют база и механизмы для решения политических или экономических вопросов. Любое улучшение в отношениях будет зависеть от перспектив появления крупных проектов, особенно - экономических.
- Армяно-грузинские отношения могут улучшиться или ухудшиться после смены власти в Грузии?
- Думаю, что отношения, в принципе, останутся такими же. Я не вижу какого-либо стремления у Грузии или Армении кардинально менять текущее положение дел.
- Было впечатление, что Михаил Саакашвили не воспринимал Армению в качестве независимого игрока, рассматривая Ереван как «агента» Москвы.
- Это впечатление является совершенно ложным. Прежнее грузинское руководство признавало чувствительные факторы, влияющие на геополитический выбор Армении, и это никогда не мешало двусторонним отношениям. Грузино-армянские отношения имеют большую историю, чем приоритеты внешней политики Армении.
- В этом году Армения, скорее всего, вступит в Таможенный союз, а Грузия подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС. Некоторые полагают, что это может создать «разделительную линию» между двумя странами. Что должны сделать обе стороны, чтобы избежать подобной ситуации?
- Не следует ожидать появления разделительной линии, но мы можем увидеть некоторые осложнения в двусторонней торговле на начальной стадии принятия двух документов. Необходимо определенное время для новых реформ, необходимых для членства Армении в Таможенном союзе и принятия Грузией обязательств, предусмотренных Соглашением об ассоциации с ЕС. Возможное «разделение», по всей видимости, станет ощутимым посредством увеличения цены делового взаимодействия.
- Будучи членом грузинского кабинета, Вы занимались вопросом армянских памятников в Грузии и, в частности, армянских церквей в Тбилиси. Тем не менее, ни одно грузинское правительство не сумело реально разрешить вопрос. Видите ли Вы какую-либо возможность для решения этой проблемы?
- Все религиозные памятники на территории Грузии считаются частью культурного наследия нашей страны, и это разнообразие является большой ценностью.
Темури Якобашвили.
Фото: из архива Т. Якобашвили.
В случае со спорными церквями правительство продвигало решения, найденные посредством межцерковного диалога, а в отсутствие соглашений позиция правительства заключалась в проактивном отношении к этим зданиям как к местам важного культурного наследия. Например, группа армянских реставраторов была приглашена министерством культуры Грузии для восстановления и сохранения недействующих церквей. Наконец, грузинское правительство приняло важное решение предоставить правовой статус Армянской апостольской церкви в Грузии, и таким образом она получила возможность государственного финансирования.
- Армения изолирована от региональных энергетических и транспортных проектов, осуществляемых при участии Грузии и Азербайджана. Видите ли Вы возможности для изменения данной ситуации и вовлечения Армении в региональные проекты до урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
- Я не ожидаю резких изменений в подходах, кода речь идет о нефтепроводах и газопроводах, но когда дело касается энергетики - как ее производства, так и передачи, - то здесь есть возможности для сотрудничества. Идею единой региональной электроэнергетической сети не следует считать утопичной, особенно в свете того, что Армения намерена модернизировать свою АЭС.
- Сразу после победы «Грузинской мечты» на выборах в Грузии начались разговоры о перспективах возобновления работы Абхазской железной дороги, которые затем стихли. По-вашему, этот вопрос входит в число приоритетов грузинского руководства?
- Каждое новое руководство на начальной стадии своего правления может поддаться соблазну вернуться к идеям, которые обсуждались ранее, и при обсуждении этих вопросов может присутствовать некоторая наивность.
Открытие абхазского участка железной дороги находится за пределами технологических и коммерческих соображений и требует большого политического компромисса. Перспектива нормализации отношений между Грузией и Россией, особенно учитывая позицию Российской Федерации, не оставляет места для оптимизма сегодня и в ближайшем будущем. Таким образом, этот вопрос потеряет свою значимость в списке приоритетов нынешней грузинской администрации.
С Темури Якобашвили беседовал Ара Тадевосян.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.