Хасан Джемаль о геноциде, страхах и будущем - Mediamax.am

4782 просмотров

Хасан Джемаль о геноциде, страхах и будущем


Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс


По приглашению фонда «Сивилитас» в Армению прибыл известный турецкий журналист и публицист Хасан Джемаль, который является внуком одного из основных организаторов Геноцида армян - Джемаля-паши.

 

В 2012 году Хасан Джемаль издал книгу «1915: Геноцид армян», в которой описал свою трансформацию из человека, который отрицал Геноцид армян в человека, который признал его. Вечером 11 декабря в кинотеатре «Москва» состоялась презентация армянской версии книги Хасана Джемаля.

 

Корреспондент Медиамакс записала некоторые мысли Хасана Джемаля. 

 

Национализм – враг мира

 

«Меня привели сюда боли моего дорогого Гранта Динка, главной из которых был Геноцид армян. Его большая боль стала причиной  того, что я написал свою книгу. Я часто говорю: боль помогает созреть людям и народам. Мой дорогой друг Грант Динк заплатил своей жизнью, но сумел сдвинуть «важные глыбы», благодаря чему мы можем преодолеть историческую боль армян и турок. Он нанес смертельный удар застарелым табу. Динк сумел заставить нас еще раз ощутить боль геноцида. Он расрыл мое сердце навстречу горю, пережитому армянами. Грант сразу же освободил мои плененные мысли, помог понять, что любого рода национализм является врагом мира. Это как эпидемия. В основе Геноцида армян лежал именно турецкий национализм».

 

Одна из серьезнейших ошибок человечества - страх перед историей

 

«Мы обязаны освободить историю от ночных кошмаров. Одна из серьезнейших ошибок человечества – страх перед историей. Этот страх очень распространен в Турции. Давайте не бояться прошлого, не допускать, чтобы оно держало нас за подол, делая своим пленником. Давайте не становиться врагами из-за прошлого. Освободившись от предубеждений, мы сможем думать о прошлом без ненависти, с одной только болью. Мой брат Грант зажег еще одну свечу на этом пути. Теперь очередь за нами.

 

Я понимаю, что невозможно построить будущее, пока мы не поймем и не разделим вашу боль. Когда я писал эту книгу, я не писал ее как внук Джемаля-паши. Если есть такое мнение, то оно неверно. Оставим в стороне мою семейную принадлежность, этот исторический груз. Я написал книгу, поскольку хотел понять, что представляет из себя история Османской империи? Я начал задавать вопросы, подвергать сомнению историю, которую мы изучаем в школах и университетах. Я сомневался в турецкой официальной версии. Я понял, что это выдуманная, ложная история.

 

Во время учебы на факультете политологии, я замечал, что с этой историей что-то не так. Попытка говорить о 1915 году сулила головную боль, и Гранту Динку это было известно. Но он «побеспокоил людей» этим вопросом, и после него мы поняли, что Геноцид - не только проблема прошлого, но и настоящего и будущего. Смерть Гранта заставила меня лучше понять, что такое боль Геноцида. Я был в долгу перед Грантом, и вот моя расплата. Я встаю на защиту его памяти. Пути диалога между турками и армянами должны быть открыты. Люди должны понять друг друга». 

 

Турки должны признать, а армяне - излечиться

 

«Турецкое общество и государство должны посмотреть в лицо своей истории. Когда мы сможем это сделать, только тогда на нашей земле наступит мир, и мы станем зрелым народом. Вновь должен вспомнить Гранта Динка, который говорил: «Чтобы не остаться в плену истории, туркам нужно принять, а армянам - излечиться». Это очень важно. Между армянами и турками огромные стены. Они есть как на границе, так и в наших сердцах. На их создание были причины: страдания прошлого, огромные ошибки турецкого государства и множество других обстоятельств. Но сегодня армянам и туркам следует попытаться разрушить эти стены. И общественные организации помогают нам в этом вопросе. Я уверен, что это повлияет на государственных и политических деятелей».

 

Турецкий национализм, передаваемый на генетическим уровне

 

«До дня 100-летней годовщины Геноцида армян осталось четыре с половиной месяца. Я не знаю, что собирается делать турецкое государство. Я много критикую президента Эрдогана. Однако в апреле этого года в своих статьях я писал, что считаю важным соболезнования, выраженные Эрдоганом в адрес армян. Это было первое заявление, сделанное на столь высоком уровне за всю историю Турции. Хотя, конечно, оно имело свои недостатки. Я не увидел в нем изменения мировозрения. Я пока ощущаю передаваемый на генетическом уровне турецкий национализм. Время показало, что я не был неправ, так как через некоторое время Эрдоган сказал: «Извините, меня называют армянином». После смерти Гранта Динка Эрдоган сказал, что убийство было совершено на основе личной ненависти. Исходя из этого, я настроен не очень оптимистично в плане того, что будет делать Турция в связи со 100-летней годовщиной. Однако если он смог выступить с соболезнованиями, то, возможно, сможет сделать что-то еще для установления дипломатических отношений, и продвинется несколько дальше своего послания. Такое может случиться, но признание событий 1915 года геноцидом – очень далекий шаг для Турции. Прежде чем попросить прощения, установить отношения с Арменией, пересмотреть учебники, Турции предстоит пройти еще долгий путь».

 

Записала Екатерина Погосян

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора