Эксклюзивное интервью премьер-министра Армении Карена Карапетяна Медиамакс
- Господин премьер, Ваша биография, естественно, опубликована на сайте правительства, но в ней есть пункты и фрагменты, о которых мы мало знаем или не знаем вообще. Мне бы хотелось попытаться сегодня «раскрыть» Вашу биографию. В ней читаем, что Вашим первым местом работы был Вычислительный центр Госплана Армянской ССР. Чем вы там занимались?
- В вычислительном центре Госплана я проработал четыре года. Это было очень хорошее и интересное учреждение, где работали очень талантливые люди, и была сформирована настоящая научная атмосфера.
Мы занимались прогнозами для народного хозяйства Армении, применяя интересные математические методы и модели. Во время работы в центре я защитил свою кандидатскую диссертацию.
Между отраслевым и региональным развитием народного хозяйства часто появлялись диспропорции, и я пытался найти решения, которые позволили бы обеспечить равномерное развитие той или иной отрасли экономики и региона.
- Работа тех лет каким-то образом помогает вашей сегодняшней деятельности?
- Любые знания и опыт когда-либо оказываются нужны. Будучи студентом факультета прикладной математики, я не представлял, что спустя годы у меня появится возможность применить определенные знания в сфере энергетики. Например, известную задачу о складе я применял в «Армэнерго» во время решения задач диспетчеризации.
Фото: Грайр Бадалян
Наши диспетчеры считались лучшими специалистами в СССР, и на первых порах с определенной снисходительностью смотрели на математика, пришедшего в сферу энергетики. Модель организации работы «склада» мы использовали, в частности, для решения проблемы хранения оптимального объема воды в водохранилищах.
- То есть для управленца желательно или даже обязательно иметь определенные математические знания?
- Необязательно (улыбается – авт.). Я, конечно, очень уважаю и ценю математиков и у меня предвзятое отношение к ним, но, на мой взгляд, управленец должен сочетать в себе различные качества и навыки. Иногда математики смотрят на проблемы сквозь очень узкую призму. Но если у математика есть видение, это, безусловно, может быть интересным.
- Вы любите обсуждать вопросы с ручкой и бумагой, делать расчеты на месте.
- Это привычка, присущая не только математикам (смеется-авт.)
- То есть, в глубине души Вы не считаете себя математиком?
- Почему же, считаю. Мне очень важно видеть причинно-следственную связь: если мы делаем что-то, то какова цель, каков будет результат, как это отразится на других вопросах?
- В советские годы армянская математическая школа обладала большим авторитетом. Что Вы скажете о сегодняшнем состоянии?
- У нас и сегодня хорошая школа. Мы намерены провести ряд мероприятий, чтобы закрепить и усилить существующие традиции. Думаем о том, чтобы уделять в школах особое внимание естественным наукам. Но это не означает, что другие направления отойдут на второй план. Я придаю большое значение также преподаванию иностранных языков, физкультуры, информационных технологий, навыков финансов и бизнеса в наших школах.
- Работу в Госплане Вы совмещали с преподаванием в Ереванском государственном университете. Что именно Вы преподавали?
- Два года я преподавал практическую часть предметов «Линейное программирование» и «Оптимизационные методы». Открою Вам «секрет»: в числе моих студентов был также Ваче Габриэлян (вице-премьер правительства Армении-авт.).
- В ЕГУ Вы преподавали сразу после окончания вуза. Будучи молодым преподавателем, легко ли Вы находили язык со студентами?
- Открою еще один «секрет» (смеется – авт.). На курсе, которому я преподавал, учился мой младший брат, и он был отличным «связующим звеном» между мной и студентами.
- Кстати, Вы всегда с подчеркнутой теплотой отзываетесь о студентах. Вот недавно Вы призвали их «любить, влюбляться и пировать».
- Действительно, я очень тепло отношусь к студентам и вообще к молодежи. Многие в моем выступлении заметили только эту часть, а некоторые также нашли в этих моих словах «цинизм». Как правило, студенческие годы бывают самыми беззаботными и счастливыми годами, из которых нужно выжимать все по максимуму и, да, в том числе любить, влюбляться и пировать.
Фото: пресс-служба правительства
Но я также призвал студентов служить нашей стране. Уверен, что человек живет полноценной жизнью только в том случае, когда получает удовольствие от своей работы. Если человек не может реализовать желание быть полезным своей семье, компании, окружению, обществу и стране, вряд ли ему удастся получать удовольствие от других вещей – музыки, вкусной еды и др.
- Мы поговорили о Вашем первом месте работы и университете, но пропустили школьные годы. Вы окончили школу с золотой медалью?
- Нет. В школе я учился на отлично, но окончил ее без медали.
- А каким было Ваше поведение?
- Наверное, хорошим. (улыбается – авт.).
- То есть, драчуном Вы не были?
- Если было нужно, я дрался. Но это случалось не часто. Я также сбегал с уроков и совершал все те «грехи», которые присущи школьникам.
- Если не ошибаюсь, в школьном возрасте Вы провели год на Кубе, где работал Ваш отец.
- В школьные годы я три года учился за пределами Армении: во 2-м классе год в Германской Демократической Республике и в 5-6 классах два года на Кубе, где мой отец работал в качестве руководителя группы энергетиков СССР.
- Мой одноклассник также провел два года на Кубе, и у него до сих пор очень яркие впечатления.
- У меня тоже остались теплые воспоминания. Вообще, у меня очень теплое отношение ко всем тем странам, где я жил. Этот опыт был важен и в том плане, что у меня была возможность ежедневно общаться с представителями разных народов, а это способствует расширению мировоззрения и формированию терпимости.
В нашей школе на Кубе учились дети не только почти со всех республик СССР, но и из Чехословакии, Венгрии, ГДР, Румынии, Вьетнама, Монголии. Десятилетия спустя на газовой конференции в Аргентине я встретился с одним из моих одноклассников по Кубе.
- А Вы были на Кубе в зрелом возрасте?
- Нет, но когда-нибудь непременно соберусь.
- У людей часто бывают детские воспоминания, которые «впечатываются» в память. У Вас таковые есть?
- Память – явление дискретное: можно во всех подробностях запомнить какое-нибудь событие, не понимая, почему именно это. Как и у всех людей, у меня тоже есть такие эпизоды в памяти.
Фото: из личного архива
- Господин премьер-министр, Вы как будто очертили «границу», которую не переходите, когда речь идет о Вашей личной жизни, о семье. Вы считаете, что обсуждая эти темы, становитесь более уязвимым?
- Нет, просто есть вещи, которые я считаю сугубо личными. Мне кажется, я имею право не обсуждать темы, которые касаются исключительно моей семьи.
- Нахождение в центре общественного внимания доставляет Вам дискомфорт?
- Да.
- Вы можете назвать положительные и отрицательные стороны работы на этом посту?
- Сформулирую так: иногда причиной дискомфорта является отсутствие свободного времени. Из-за этого сейчас очень мало читаю, хотя всегда старался много читать, не хожу на концерты, мало занимаюсь спортом, днями не вижу внучку: когда я еду на работу, она еще не успевает проснуться, а когда возвращаюсь – в основном уже спит (беседа состоялсь 18 ноября, когда внуки-близнецы премьера еще не родились- авт.). Конечно, это испытываю не только я, но и все люди, которые работают на ответственных постах в системе управления.
Это крайне интересная и ответственная работа. Я не раз говорил и могу повторить еще раз: высшим удовольствием для любого управленца является служение своему народу и стране.
- У вас есть репутация успешного человека. Человека, у которого всегда все получалось. Вы когда-нибудь испытывали трудности?
- Конечно, в моей жизни было множество таких моментов. Я жил так, как и все в Советской Армении. Все не может быть плавным и гладким, даже если со стороны выглядит так.
- А какую роль играют деньги в Вашей жизни сейчас?
- Я воспринимаю деньги как средство обеспечения финансовой независимости, которая приводит к личной независимости. Если эта независимость обеспечена, размер материальных благ не имеет для меня значения.
- Многие утверждают, что вы приобрели финансовую независимость, занимая разные должности.
- Реальность заключается в том, что я обеспечил свою финансовую независимость задолго до перехода на работу в государственной сфере. Вообще, на госслужбе я был трижды - в 2001 году полгода пробыл заместителем министра энергетики, с 2010 года - 11 месяцев проработал мэром Еревана и более года занимаю пост премьер-министра.
Когда в СССР началось кооперативное движение, мы, несколько математиков, основали предприятие, которое стало одним из первых в Армении. А в 1988 году предприятие, созданное совместно с нашими китайскими партнерами, было 14-м по счету в СССР.
Мы начали с решения математических задач, собрали лучших программистов. Когда мы предлагали клиентам наши решения, многие говорили: лучше продайте нам компьютеры. А мы гордо отвечали, что не являемся торговцами. Но потом выяснилось, что продавать компьютеры намного выгоднее, чем писать программы (смеется-авт.).
Со временем компания увеличилась и расширилась. У нас были офисы в Москве, Екатеринбурге, Минске, Ашхабаде, Бейруте. Это был очень диверсифицированный бизнес. Мы создали банк, авиакомпанию, занимались цветными металлами, авиаперевозками, туризмом, у нас были собственные производства.
Так что, источники моих доходов всегда были очень понятными. В этом плане я всегда был в гармонии с самим собой.
- Мы дважды видели, как Вы играете на ударных инструментов. Впервые, когда появился ролик, в котором Вы играете в Арцахе, вместе с детской группой. А в этом году мы увидели Вас на ударных в одном из предвыборных роликов РПА. Часто играете?
- Никогда не занимался этим профессионально. В студенческие годы недолгое время играл в группе. Сейчас играю очень редко. Правильнее будет сказать – в исключительных случаях.
Фото: РПА
- А как Вы стали любителем рока?
- Это был мой выбор: у нас дома не слушали рок-музыку. Но я слушаю не только рок, люблю также фанк, джаз-рок, фолк. С удовольствием слушаю армянскую народную музыку.
- Когда Вы не были премьер-министром, то часто посещали Арцах. Свой летний отпуск также провели в Арцахе. Можно сказать, что Арцах имеет особое значение в Вашей жизни?
- На мой взгляд, Арцах имеет особое значение для каждого армянина. Там проходит тот рубеж, на котором определяется наше национальное достоинство, самолюбие и идентичность. На самом деле и сегодня я не упускаю случая быть в Арцахе, где чувствую себя очень хорошо. Говорю об этом не только потому, что я родом из Арцаха. Я, конечно, горжусь своими арцахскими корнями, но по своей сущности я ереванец, поскольку вырос и жил в Ереване.
- Что стало для Вас самым большим открытием на посту премьер-министра?
- Мне бы хотелось, чтобы в нас было больше прагматизма и рационального мышления. Казалось бы, те трудности, с которыми наш народ сталкивался на протяжении истории, должны были сделать нас крайне прагматичными. В некоторых вопросах это действительно так, но очень часто мы живем иллюзиями.
Фото: Грайр Бадалян
На этой должности меня больше всего удивило то, что популизм стал сильным фактором. Много людей, которые говорят перед камерой одно, за кадром – другое, а на самом деле думают нечто третье. Я никогда не говорил перед камерой чего-либо, во что не верил. Не пытаюсь кому-либо искусственно понравиться, ложь для меня принципиально неприемлема. Бывают случаи, когда не можешь сказать правду, но, на мой взгляд, не бывает случаев, когда следует лгать.
- Но разве не говорить правду не равносильно лжи?
- Нет. Лгать – очень плохо, но, увы, мы постоянно сталкиваемся с этим в повседневной жизни.
- Что же Вы говорите таким людям, когда встречаете их?
- Им я ничего не говорю, делаю для себя соответствующие выводы.
- В таком случае завершим нашу беседу таким вопросом: в мире больше добрых или злых людей?
- Конечно, добрых людей намного больше, для меня это однозначно. Злые люди просто привлекают больше внимания и говорят громче - как в Армении, так и везде.
С Кареном Карапетяном беседовал Ара Тадевосян
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.