Карен Гаспарян. «Экспортный контроль в Армении практически соответствует международному уровню» - Mediamax.am

16136 просмотров

Карен Гаспарян. «Экспортный контроль в Армении практически соответствует международному уровню»:

Карен Гаспарян
Карен Гаспарян

Фото: Из личного архива Карена Гаспаряна

Фото:


Интервью директора Исследовательского центра по изучению проблем нераспространения оружия массового поражения Карена Гаспаряна Медиамакс

- Как вы оцениваете  состояние экспортного контроля в Армении?

 

- Экспортный контроль в Армении стал принимать более или менее конкретные очертания в конце 90-х гг. Если провести параллели и сравнить экспортный контроль того периода с сегодняшним днем, то разница огромна.

 

Сегодня экспортный контроль в Армении практически соответствует международному уровню. 90% всех наших процедур соответствуют международным нормам и стандартам, и на различных форумах и конференциях мы можем практически на равных говорить со многими странами. Несомненно, экспортный контроль в таких странах, как скажем, Россия или США, существенно отличается от экспортного контроля в малых странах, так как у нас есть возможность практически тотальной проверки ввиду наименьшего потока грузов. Во всем мире распространено понятие ‘catch all’, по принципу которого должны проверяться все товары, вызывающие сомнения. Хотя в Армении принцип ‘catch all’ не был принят, он фактически осуществляется, так как более 80% грузов проверяется физически. Так что, можно сказать, что экспортный контроль в Армении находится на достаточно хорошем уровне.

 

- В апреле прошлого года парламент Армении принял закон «О контроле над экспортом товаров двойного назначения». Можно говорить о том, что законодательство в этой сфере соответствует международным стандартам?

 

- Да. В прошлом году был принят закон по контролю за товарами и технологиями двойного назначения, а в конце 2009 года было принято постановление правительства по контролю за товарами военного назначения. Это два разных списка, которые контролируются исходя из различных принципов. Товары военного назначения лицензируются, и по ним осуществляется контроль как при ввозе, так и вывозе, а по товарам двойного назначения контролируется только экспорт, и в случае этих товаров выдается не лицензия, а разрешение.

- Как обстоит дело с проблемой идентификации товаров военного назначения в процессе контроля экспорта и импорта?

 

- Проблемой идентификации товаров двойного назначения занимается наша организация. Техническая экспертиза достаточно сложный процесс, так как эксперт, занимающийся идентификацией товаров, помимо чисто энциклопедических знаний, должен иметь определенный опыт в области работы именно в военной промышленности. Это является одним из самых тяжелых вопросов в нашей работе, так как средний возраст экспертов, занимающихся этим, составляет около 60 лет, и существует острая проблема нехватки кадров. Молодые специалисты, которым свойственно желание иметь все и сразу, не хотят этим заниматься, так как это достаточно ответственная и тяжелая работа. Достаточно сказать, что если эксперт ошибется, он может понести уголовную ответственность со сроком лишения свободы от 6 до 8 лет.

- А как защищаются права экспортеров и импортеров в вопросе определения границ разделения товаров военного назначения и двойного назначения?

 

- Процедура такова, что первым ориентиром для таможенника, занимающегося оформлением документов по тому или иному товару, является код ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, - ред.). При введении определенного кода в таможенную программу, высвечивается красный флажок, сигнализирующий, что к этому товару следует быть внимательным. Вторым шагом является работа таможенника по определению товара. Если он может самостоятельно понять, что данный товар не представляет опасности, он самостоятельно принимает решение и продолжает заполнение декларации под свою ответственность. Если же у таможенника возникают сомнения относительно товара, он отправляет экспортера/импортера к нам для проведения технической экспертизы товара. Около 70% грузов и товаров, проходящих через нашу организацию, не являются товарами военного или двойного назначения. Но иногда бывают случаи, когда экспортер/импортер не согласен с экспертным заключением. В этом случае начинаются переговоры. Приглашается эксперт, написавший заключение и технический персонал организации отправителя или получателя груза, и идет техническое совещание, в результате которого стороны пытаются придти к общему знаменателю. К нашей радости, пока что все возникающие проблемы на этом этапе и разрешались.

 

Что касается конкретного товара, то в случае, если, скажем, министерство экономики, МИД, Служба национальной безопасности не могут придти к единому мнению, выдавать разрешение на вывоз данного товара или нет, то вопрос передается премьер-министру, который в течение 5 дней должен вынести решение за своей подписью.

- Читателю может быть не совсем понятно, о каких именно товарах идет речь.

- Постараюсь привести достаточно простой пример. Часто к нам приходят и говорят, допустим, что им дали такой-то код и написали, что его товар может быть товаром военного назначения, в то время когда это, к примеру, обычный пульт дистанционного управления. Естественно, пульт от телевизора или кондиционера не может быть товаром военного назначения. Но, в тоже время, есть пульты, которые, скажем, управляют ракетными установками. Понятно, что размеры подобного пульта намного больше, но необходимо отметить, что таможенная система в СНГ, да и вообще в мире, не настолько развита, чтобы в этом 9- или 10-значном коде разобрать все это. Выдается код на пульт, и идет чисто механическая работа таможенника, который должен понять, что этот пульт может быть использован для управления, к примеру, беспилотным летательным аппаратом. Если у таможенника появляются сомнения и пульт внешне выглядит необычно - больше обычного, имеет множество индикаторов и т.д., нам приходится перепроверять.

 

Другим примером товара двойного назначения могут быть различные емкости, имеющие определенное внутреннее покрытие, устойчивое к «агрессивным» химическим элементам. В подобных емкостях, к примеру, можно проводить химические реакции с целью изготовления химического оружия.

- А как быть в том случае, если товар не носит материального характера. К примеру, если это файл с компьютерной программой?

 

- Есть и такое понятие - экспортный контроль по технологиям двойного назначения. У нас есть клиенты, которые вывозят компьютерные программы, инженерные планы или графики, и были случаи того, они классифицировались как товары двойного назначения и получали специальное разрешение. В этом случае также предоставляется вся документация, и эксперты выдают свое заключение по технологиям. Но это очень щепетильный момент, потому что если экспортер окажется нечестным и не предоставит документацию, то проконтролировать экспорт такого рода будет практически невозможно. Программу можно просто послать по электронной почте, и это будет неконтролируемо. Но следует учитывать, что такому нечистоплотному экспортеру грозит до 8 лет тюремного заключения. Так что, думаю, здравомыслящие люди так поступать не будут. В любом случае, это серьезная проблема, и она актуальна во всем мире.

- Армения входит в число около 60 стран, в которых реализуется программа США по экспортному контролю и безопасности границ (The Export Control and Related Border Security). Что нам дает участие в этой программе?

 

- Это программа помогает в очень многих случаях, касающихся безопасности границ в контексте перевоза тех или иных товаров, радиоактивных грузов, химических элементов и др. Сегодня на границах Армении установлено большое количество разного рода аппаратуры для выявления радиоактивных элементов, токсичных, химических элементов. Все это произошло благодаря программе EXBS, принимавшей непосредственное участие как в финансировании, так и в установке аппаратуры, привлечении специалистов и т.д. Кроме того, посредством EXBS проводится большое количество учебных программ и тренингов для таможенников, пограничников, технических экспертов и т.д. Так что эта программа достаточно эффективна.

 

- Как вопрос экспортного контроля сказывается на развитии бизнеса в Армении? Не создает ли это каких-либо преград для отечественных и зарубежных предпринимателей?

 

- Во всем мире это не создает никаких преград, поскольку организации, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью и имеют соответствующие лицензии и разрешения, знают об экспортном контроле. Более того, свыше 90% организаций такого рода имеют специальные отделы, занимающиеся именно экспортным контролем.

 

В Армении возникают определенные проблемы ввиду неорганизованности наших бизнесменов. Но должен сказать, что по сравнению с 2003 годом, когда мы начали выдавать заключения, сегодня уровень информированности деловых людей намного выше.

 

С Кареном Гаспаряном беседовал Арам Араратян.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора