Наира Овакимян: «Можно создать команду по разработке БПЛА» - Mediamax.am

exclusive
23238 просмотров

Наира Овакимян: «Можно создать команду по разработке БПЛА»

Наира Овакимян
Наира Овакимян

Фото: Из личного архива Н. Овакимян

Фото:


Эксклюзивное интервью Медиамакс с директором лаборатории Умной робототехники (Intelligent Robotics Lab) при университете Иллинойса

Медиамакс впервые написал о Наире Овакимян в 2012 году, рассказав о ней в рубрике «50 глобальных армян». После этого мы продолжили следить за успехами талантливой ученой: год назад мы писали, что Наира Овакимян стала директором лаборатории Умной робототехники (Intelligent Robotics Lab) при университете Иллинойса, а в декабре 2015 года рассказали о статье в The New York Times, посвященной беспилотным устройствам Наиры Овакимян.

 

- После апрельской «четырехдневной войны» одним из самых обсуждаемых в Армении стал вопрос необходимости создания беспилотных летательных аппаратов и других видов нового оружия. Армения действительно сможет разрабатывать и производить новейшее вооружение? Вы знакомы с научным потенциалом Армении в этой области - есть ли у нас люди и компании, которые могут в какой-то мере решить этот вопрос?

 

- Думаю, есть люди, которые могут предпринять шаги и в какой-то мере решить эту задачу. Однако слова «в какой-то мере», которые вы использовали, очень уместны, поскольку есть проблема человеческих и финансовых ресурсов.

 

Сегодня в Армении, как это часто случалось на протяжении нашей истории, есть нехватка человеческих ресурсов, из-за чего нам не удается делать в мире то, что делают, например, израильские специалисты и ученые.

Фото: The University of Illinois at Urbana-Champaign

Я видела несколько компаний в Армении, которые занимаются этой сферой, однако, повторю, существует проблема ресурсов и времени. Следует понимать, что даже если эти работы будут организованы правильно, результат не станет видимым очень скоро. 

 

Очень важно решить вопрос переподготовки специалистов за границей. Армянским ученым нужно дать возможность участвовать в конференциях и сотрудничать с иностранными учеными, чтобы связь между наукой и ее практическим применением стала понятной для многих.

 

В Армении необходимо обеспечить серьезное финансирование науки, пригласить серьезных иностранных специалистов, которые на месте поделятся своим опытом. Следует разработать и реализовать программу обмена опытом.

 

- Предположим, есть готовность начать процесс. Следует ли сформировать команду с вовлечением представителей разных организаций, а министерство обороны будет выступать в качестве заказчика и представляющего техническое задание? Будет ли эффективна организация работы в таком формате?

 

- Думаю, идея создания такой группы и вовлечения в нее армян, работающих в Армении и за границей, может быть оправдана.

 

- Одно дело - разработать какое-то устройство или средство уничтожения устройств противника, другое дело – производить его массово и качественно. Реалистично ли ожидать, что Армения может развернуть собственное производство?

 

- Это возможно, однако нужно понимать, что это вопрос многих лет, а не месяцев. Не вижу в этом ничего невозможного.

 

- Вы упомянули тренинги. Будут ли мировые лидеры этого рынка готовы делиться своим опытом?

 

- Рассчитывать на официальное сотрудничество с производителями ведущих стран, конечно, бессмысленно, однако можно сотрудничать с отдельными специалистами.

 

- В последние дни несколько IT-компаний и директор Союза предприятий информационных технологий (UITE) Карен Варданян и представители Минобороны выступили с взаимными обвиненияями. Как следует организовать работу, чтобы подобные ситуации не повторялись? Можно также услышать мнение, что компаниям сферы IT следует руководствоваться патриотическими, а не коммерческими мотивами.

 

- Естественно, каждая частная компания имеет бизнес-мотивацию, и бессмысленно обвинять ее в этом. Если компании не будут прибыльными, они потеряют своих лучших специалистов, а сегодня в мире нет ничего дороже специалиста. Однако этот принцип однозначен лишь в мирное время, а во время войны реальность и подходы меняются.

Фото: The University of Illinois at Urbana-Champaign

Во время войны хороший специалист, возможно, будет готов работать исходя из патриотических побуждений, зарабатывая меньше обычного. Сформировать команду и продвигать ее возможно. Я также считаю, что благодаря связям с разными бизнес-лидерами возможно найти компанию, которая обеспечит производство по относительно доступным ценам.

 

- В Изриале многие стартапы и технологические компании «родом» из армии. Выполняя заказы для армии, создавая чисто военные продукты, они впоследствии используют этот опыт в гражданской жизни. Может ли эта модель работать в Армении?

 

- Конечно. Я, как и многие другие ученые, долгие годы работала в США на грантах военно-воздушных сил и NASA. На такой работе мы отдаляемся от инженерии в чистом виде, формулируем и доказываем теоремы, по которым присваиваем молодым людям научные степени.

 

Хочу пояснить, что продукт моей работы в академической системе – присваивание научных степеней, а не занятие производством. Однако в настоящее время в США наиболее вероятно получить гранты не от этих структур, а от компаний, работающих в полезных для общества направлениях. Математика везде одинаково применима, нужно только формулировать задачи соответствующим образом.

 

Но есть важное обстоятельство, одно большое «но», о котором люди должны знать. Когда работаешь на военно-промышленных грантах, главным драйвером является безопасность. Когда NASA или ВВС проводят испытания, они делают акцент на безопасности и готовы за нее платить.

 

Когда мы переходим на бытовой уровень и хотим ту же науку применить здесь, цена часто оказывается неприемлемой - обычные люди не будут платить столь высокую цену.

Например, нельзя просто взять военный БПЛА и адаптировать его для решения сельскохозяйственных задач. Устройство, конечно, решит задачу, однако фермера эта цена не устроит. То есть, мы должны найти решения, используя более дешевые технологии. И именно в этом вопросе нам помогает наука.

Фото: U.S. Air Force

- Есть и другая важная проблема: часто мы не верим, что можем достичь больших результатов.

 

- Самая важная задача сегодня - поощрять молодые умы Армении и убедить их, что возможно достичь больших результатов, концентрируясь на науке и технологиях. Надеюсь, у нас может появиться «армия» мотивированных студентов, которые углубятся в фундаментальные технологии, которые создают смелую и быстро растущую промышленность.

 

Нужны годы для обучения математиков, которые смогут находить решения для противостояния большим вызовам. Я очень хочу и надеюсь, что у нас будет 10-20-30 ярких кандидатов наук и докторов, которые будут изучать самые передовые технологии в топ-университетах мира. Я считаю вполне реалистичным за несколько лет подготовить 100 ученых мирового уровня, которые будут работать в Армении, применяя новейшие технологии.

 

В случае правильных инвестиций можно вернуть в Армению эмигрировавших талантливых ученых, которые образуют то ядро, вокруг которого начнется возрождение армянской науки. Сегодня мир взаимосвязан, мы должны быть его частью, брать и отдавать. Хорошим началом может стать повышение уровня финансирования науки с 0.26% ВВП до 5%. Благодаря этому сформируется другая реальность.

 

С Наирой Овакимян беседовал Ара Тадевосян

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора