Эксклюзивное интервью первого заместителя министра обороны Армении Медиамакс
- Господин Тоноян, на прошлой неделе вы посетили Грузию, где встретились с новоназначенным министром обороны Тинатин Хидашели. В июне этого года, министр обороны Армении Сейран Оганян заявил, что «если до последнего времени основной угрозой безопасности Южного Кавказа были неразрешенные конфликты, то теперь более реальную угрозу представляют разные подходы стран региона к созданию системы безопасности». Грузия видит свое будущее в НАТО, а Россия, вместе с которой Армения является членом ОДКБ, даже слышать не хочет о присутствии НАТО на Кавказе. Как в этих условиях возможно строить сотрудничество в сфере обороны, основанное на взаимном доверии?
- В вопросе среды региональной безопасности все три страны Южного Кавказа имеют разногласия и разные представления. Вопрос в том, что в последнее время внешние факторы – обострение отношений стран, имеющих решающую роль в деле обеспечения международной безопасности - имеют значительное влияние на среду региональной безопасности в нашем регионе.
Думаю, это естественно, поскольку невозможно разделить региональные и международные (всеобщие) уровни безопасности. Более того, даже в Европе, которая находится в единой системе региональной безопасности, в позициях стран появились некоторые разногласия.
Что касается среды безопасности Южного Кавказа, то, по моему глубокому убеждению, это является, в первую очередь, делом трех наших стран. Формирование стабильной среды безопасности в регионе не полностью обусловлено тем обстоятельством, к каким системам безопасности примыкают наши страны. Лучшим примером этого являются армяно-грузинские отношения. Несмотря на стремления наших стран участвовать в разных системах безопасности, в вопросах региональной безопасности мы практически единодушны.
Стабильная Грузия и стабильная Армения имеют равную важность для наших государств. В последние годы, проведя множество консультаций, мы тщательно обсудили все вопросы сферы безопасности и достигли уровня полноценного взаимного доверия, прозрачности, когда уважаются и учитываются позиции друг друга. Так что, как минимум в двухстороннем формате мы можем ликвидировать внешние негативные сигналы. К сожалению, не могу сказать того же по поводу Азербайджана.
- В официальном пресс-релизе, опубликованном после Вашей встречи с министром обороны Грузии, было отмечено, что одним из приоритетных направлений сотрудничества будет военное образование. Если можно, конкретизируйте: чему будем учиться у грузинской стороны и чему будем учить сами?
- В последние годы наше сотрудничество в сфере военного образования активизировалось. Можно сказать, что оно является одним из главных направлений нашего сотрудничества. В результате реформ в данной сфере в Грузии и Армении формируются качественные учебные центры, обеспечивающие обучение разного уровня, разрабатываются передовые программы. И было бы неестественно, если бы два соседних государства не использовали бы возможности друг друга для переподготовки и обучения персонала.
Например, армянские прапорщики проходят обучение в учебном центре горной подготовки «Сачхере» в Грузии, а в Американском университете Армении проходят курсы переподготовки грузинские офицеры и представители гражданского персонала минобороны.
- Армения и Грузия принимают участие в международных миротворческих операциях. Принимая во внимание этот факт, может ли миротворческая сфера стать одним из новых направлений сотрудничества?
- Однозначно, миротворческая сфера находится в повестке армяно-грузинского военного сотрудничества. Наши подразделения, вовлеченные в международные миротворческие миссии, находятся примерно на одинаковом уровне подготовки и, согласно концепции оперативных навыков НАТО, проходят соответствующий процесс оценки. Это говорит о том, что нет приоритетной необходимости в проведении совместных мероприятий по подготовке миротворцев.
Что касается совместного вовлечения в международные миротворческие миссии, то силы, предоставляемые обоими государствами, пока дислоцированы в составе международных подразделений. Думаю, что если в ближайшие годы одно из двух государств создаст возможности для самостоятельного дислоцирования подразделения за рубежом и примет соответствующее политическое решение, то мы проведем консультации по вопросу вовлечения военнослужащих другого государства в состав данного подразделения.
- Если не ошибаюсь, полноценных армяно-грузинские двусторонних военных учений никогда не проводилось. В чем причина - в таких учениях нет необходимости, или здесь играют роль отношения Грузии с Азербайджаном и Турцией, а также стратегическое партнерство Армении с Россией?
- Могу однозначно заверить, что в вопросе проведения совместных военных учений мы не подвержены влиянию внешних факторов. По крайне мере, армянская сторона. В отличие от двух наших соседних стран (я не имею в ввиду Грузию), мы никогда не пытаемся политизировать вопросы, касающиеся боеготовности вооруженных сил.
Я считаю, что проведение совместных армяно-грузинских военных учений является вопросом времени, эта необходимость должна созреть.
- Недавно в интервью журналу «Россия в глобальной политике» Тинатин Хидашели, отвечая на вопрос о российской военной базе в Армении, сказала следующее: «Любая военная база у наших границ представляет угрозу». Если эта тема обсуждалась на вашей встрече, каким был Ваш ответ?
- Как армянская, так и грузинская сторона не обуславливают обсуждение проблем двустороннего сотрудничества и его развитие отношениями с третьими странами. Я уже отметил, что между нашими странами установлена атмосфера взаимного доверия. Обе стороны подтвердили, что уважают политические позиции друг друга и в сфере обороны никогда не предпримут шагов, направленных против интересов друг друга. Именно эта логика создает ту атмосферу доверия, которая позволяет нам не сковывать наши отношения подобными вопросами. Наоборот, учитывая отношения Грузии с Турцией и Азербайджаном и отношения Армении с Российской Федерацией, мы пытаемся строить «мосты» для смягчения существующих противоречий.
- 10-15 лет назад лидеры Армении довольно часто говорили о том, что тесное грузино-турецкое военное сотрудничество беспокоит Армению, учитывая неразрешенность армяно-турецких отношений. Однако в последние годы подобные заявления больше не звучат. Чем это обусловлено – ослаблением грузино-турецкого военного сотрудничества, или же грузинская сторона предоставила армянской стороне определенные гарантии?
- Мне кажется, я уже ответил на этот вопрос.
С Давидом Тонояном беседовал Ара Тадевосян
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.