«Восточное партнерство»: кризис идентичности и поиск новых смыслов - Mediamax.am

2879 просмотров

«Восточное партнерство»: кризис идентичности и поиск новых смыслов



Накануне предстоящего 15 декабря в Брюсселе саммита «Восточного партнерства», Российский совет по международным делам опубликовал статью «Восточное партнерство в постковидную эпоху: дальнейшие перспективы развития программы». Предлагаем вашему вниманию отрывки из статьи.

 

Кризис идентичности

 

Изначально программа «Восточное партнерство» (ВП), созданная по инициативе Польши и Швеции, преследовала цели экономического сближения и ускорения политической ассоциации с ЕС стран бывшего СССР: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины. Однако с момента учреждения объединения (март 2009 года) ситуация в регионе значительно изменилась. После 12 лет своего существования ВП переживает кризис идентичности.

 

В сложившейся ситуации, когда один из партнеров программы приостановил в ней свое участие (Белоруссия), государства, образующие «Ассоциированное трио» (Грузия, Молдова и Украина), активно «тянут одеяло на себя» и хотят получать больше бонусов за счет своей вовлеченности в процесс евроинтеграции, а Армения и Азербайджан находятся в стадии обмена взаимными претензиями, проведение саммита ВП представляется очень непростой задачей.

 

Поиск новых смыслов

 

Коммуникация и поиск новых смыслов и точек соприкосновения жизненно необходимы для продолжения программы в постковидную эпоху. В отношении «Трио» Брюссель будет стараться вести игру по своим правилам с использованием различных критериев эффективности исполнения реформ в соответствии с положениями Соглашений об ассоциации и не будет спешить с обещаниями относительно предоставления членства в будущем. Однако потенциально может быть расширено сотрудничество по вопросам торговли и безопасности.

 

В Южно-Кавказском регионе будет продолжен курс по наращиванию контактов с Ереваном и Баку. В качестве основного посредника в процессе сближения Брюсселя с закавказскими республиками может стать лояльный еврочиновникам Тбилиси. ЕС и дальше будет стараться найти свою нишу в процессе послевоенного урегулирования: оказание финансовой и технической помощи в восстановлении приграничных регионов. Также из Брюсселя звучат предложения по передаче сторонам конфликта европейского опыта по вопросам делимитации и демаркации границы между странами.

 

Что изменилось внутри «Восточного партнерства»?

 

Объединение уже не то, что раньше, хотя бы потому, что Минск официально заявил о приостановке своего участия, а уровень вовлеченности партнеров в работу в рамках программы совершенно разный.

 

С одной стороны, есть группа стран, которые предпринимают попытки стать еще ближе с ЕС для получения в будущем еврочленства. Для объединения своих усилий в этом направлении они создают своеобразные «кружки по интересам». Наглядный пример такого юридически оформленного «кружка» - недавно созданное объединение «Ассоциированное трио» («Трио»), куда вошли Грузия, Молдова и Украина.

 

Азербайджан пока предпочитает занимать выжидательную позицию. В отличие от стран «Трио» и Армении Баку еще не заключил новое рамочное всеобъемлющее соглашение с ЕС, которое бы заменило старое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1999 года. Переговоры по нему длятся уже на протяжении нескольких лет, не раз звучали заявления о том, что сам текст уже готов на 90% и находится в стадии финализации. Затягивающийся переговорный процесс по документу объясняется чувствительностью для Баку обсуждаемых в его рамках вопросов: открытие доступа европейского рынка для азербайджанской продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, статус Нагорного Карабаха и в целом характер самого процесса урегулирования конфликта в регионе.

 

Брюссель ищет свое место

 

События 2020 года внесли определенные коррективы в отношения ЕС и Азербайджана. На фоне усиливающихся контактов Баку с Анкарой и Москвой Брюссель вынужден искать свое место в этой новой системе региональных координат.

 

В целом роль ЕС в регионе несколько снизилась за последние полтора года. Причиной этому послужило поведение Брюсселя во время «горячей» стадии военного конфликта в сентябре-ноябре 2020 г., в том числе его неспособность усадить двух партнеров по ВП за стол переговоров.

 

ЕС, видимо, будет стараться найти свою нишу в регионе, в частности, путем реализации социально-экономических проектов при совместном участии сторон конфликта для того, чтобы потеснить Россию в качестве главного посредника между сторонами в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Помимо этого, от способности двух стран сосуществовать внутри ВП во многом будет зависеть и будущее самой программы.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора