Рубен Варданян: «Надо бороться за свое счастье и будущее» - Mediamax.am

10517 просмотров

Рубен Варданян: «Надо бороться за свое счастье и будущее»


Рубен Варданян и Виктор Вексельберг.
Рубен Варданян и Виктор Вексельберг.

Фото: REUTERS

Рубен Варданян
Рубен Варданян

Фото: Медиамакс

Рубен Варданян
Рубен Варданян

Фото: Медиамакс

Строительство Дилижанской международной школы
Строительство Дилижанской международной школы

Фото: Медиамакс


16 июня на телеканале Армения вышло в эфир интервью бизнесмена и благотворителя Рубена Варданяна программе «Р-Эволюция». Предлагаем вашему вниманию некоторые фрагменты из этого интервью.

 

Об Армении и будущем

 

Я вижу, что, несмотря на все сложности, возможности для самореализации есть. Хотя, есть и эмиграция, очень много людей выезжает из Армении. У Армении много непростых вызовов, и для того, чтобы остаться и строить светлое будущее, действительно, надо иметь очень большую убежденность и веру в свои силы.

 

В этом смысле, Армения, как и многие другие страны, стоит перед большим вызовом. 3-5 % наиболее творчески активных людей всегда будут иметь возможность жить в любой точке мира, иметь паспорт любой страны. Все будут бороться за эти лучшие кадры. В этом смысле создание хорошей системы образования и здравоохранения является ключевым, хоть и недостаточным элементам для того, чтобы люди не выезжали из страны.

 

Я реализую много проектов в Армении с людьми разных профессий. В разных регионах разная ситуация. В Арцахе, например, я вижу людей, которые верят в свое будущее, родину, не выезжают и готовы за ней бороться. В целом, есть ощущение того, что отсутствие понимания того, какой будет Армения через 20-30 лет, действительно мешает многим людям принять правильное решение.

 

Многие уезжают из Армении не потому, что здесь очень плохо или нет работы, а потому что люди не верят в свое будущее, не верят, что здесь будет хорошо. Мы с большим трудом находим людей для наших проектов. Например, для проекта в Татеве. Я бы мечтал работать рядом с Татевом, получать хорошую, рыночную зарплату, работать  на свежем воздухе, в этом святом месте. Но мы с большим трудом находим людей, которые готовы работать там за довольно приличные деньги.

 

В этом смысле, феномен в том, что часто нет не самих возможностей, а нет веры в наличие этих возможностей. Это попытка оправдать самого себе в том, почему ты не успешен. Это одна из ключевых проблем - когда ты пытаешься найти объяснения тому, почему ты не добился успеха, обуславливая это внешними обстоятельствами. Ты должен бороться за свое счастье, за свое будущее.

 

В 90-е в России был период беспредела, не было никаких правил, царил криминальный разгул и в этих условиях каждый принимал решение сам: уехать – не уехать, как вести себя в этой среде. Очень непросто сохранить самого себя в среде, которая тебя не поддерживает, в которой отсутствуют правильные этические нормы, но это твой выбор, не выбор внешней среды.

 

В 1990 году я работал в банке «Менатеп». Это был очень успешный банк. Я был студентом третьего курса и получал $‌1000 - безумно большие деньги для того времени. У меня была правильная, успешная возможность самореализации, но я ушел на работу с зарплатой, которая была меньше в 10 раз, потому что я считал это более правильным, долгосрочным местом для работы. В долгосрочной перспективе я видел себя банкиром, который хотел иметь конвертированную репутацию во всем мире. Но с этим выбором я мог и ошибиться. Я мог уйти на другую работу, и у меня могло бы не получиться. Это был непростой выбор. 

 

Распад советской системы привел к большим изменениям и катаклизмам. Восстановление идет очень болезненно, особенно в таких небольших странах, как Армения. Вторая сложность для нас заключается в том, что мы продолжаем процесс выживания - блокада, война, тяжелые природные катаклизмы. Мы пытаемся выжить, и в этом смысле не живем долгосрочно. Мы не кому не верим, живем в очень узком радиусе доверия, когда никто никому не доверяет. И с точки зрения создания мечты, среды, где люди верят в будущее, выстраивание правильных отношений внутри различных групп - это очень сложный процесс, который мы должны пройти, но у нас есть шансы и все преимущества.

 

О ценностях

 

Основа всего - семья. Все ключевые ценности заложены в семье. Второе - это общество. В обществе есть как формальные, так и неформальные лидеры. У всех у нас в школе у нас были формальные лидеры, как комитет комсомола, так неформальные – полублатные ребята, которые «рулили по понятиям». И третье, конечно, это государство, со своей системой наказания и поощрения. Надо начать с семьи. К сожалению, сегодняшний капитализм разрушает семью, потому что раньше семья была носителем знаний, и эти знания передавались из поколения в поколение. Сейчас, большинство из нас работает на службе, где эти навыки не очень важны, идет потеря необходимости быть очень крепкой семьей. Когда люди живут в больших городах, а не деревнях, это тоже влияет на семью.

 

Я считаю, что для молодежи ключевым является опор на свои корни. У армян всегда были очень крепкие корни, в этом плане мы уникальная нация с большим историческим прошлым. Необходимо понять наши национальные традиции и ритуалы и пытаться смотреть на будущее с точки зрения современных методов получения знаний, работы. Это не очень простая задача для молодых ребят, но, к сожалению, никто за них этого делать не будет. Мы находимся в обществе, которое требует от человека проявлять больше ответственности и больше решительности за свою судьбу.     

 

О Дилижанской международной школе

 

Школа будет открыта в сентябре 2014 года. Я надеюсь, что она сыграет действительно очень серьезную роль для будущего Армении. Образование - ключевая отрасль, которая будет определять будущее стран и региона. У нас есть конкурентные преимущества - армяне всегда были высокообразованной нацией. Наши семьи всегда вкладывали очень много денег в образование. Да, сейчас у нас произошла подмена понятий,  и вместо знаний стало более важным иметь диплом, но фундамент остался. Я считаю, что для Армении это один из ключевых проектов по созданию качественной, конкурентной образовательной среды, как для местных школ, так и для школ, подобных Дилижанской.

 

Дилижанская школа является международной, там будет учиться больше детей из-за рубежа, чем из Армении. Этот проект является мультиэффектным, потому что он позволяет привлекать высоких профессионалов, которые не является армянами. Это маленький, но очень важный элемент для того, чтобы принимать хороших специалистов, которые нам нужны для каких-то проектов. Это важно с точки зрения привлечения иностранного туристического потока. И это возможность для города стать другим, развивать малый и средний бизнес.

 

Дилижанская школа - не просто школа, где будут учиться 650 детей из более чем 60 стран мира. Мы примем детей, которые вырастут в Армении, потом продолжат учиться в других странах, но они будут знакомы с Арменией. Это тяжелый процесс, непростой, требующий серьезной работы. Нам предстоит большая работа, чтобы объяснить  - почему именно в Армении именно это школа будет настолько хорошей, чтобы родители рискнули отправить их детей сюда. Условия школы - и по материально-техническому обеспечению, и по качеству учителей, будут мировыми.

 

У меня есть несколько критериев, согласно которым я пытаюсь делать свои проекты. Первый - мультиэффектность. Второй – мировые стандарты.

 

Здание Дилижанской школы - не просто здание. Проект получит экологическую сертификацию. Здание будет сделано по «зеленым стандартам». Будут очень хорошие условия для проживания и питания.

 

Риски и вызовы есть, но такие проекты никогда легко не реализуются. Это долгосрочный проект, который мы начали обсуждать с моей женой в 2006 году, вместе с президентом Армении посадили символическое дерево в 2010-м году, в 2014 году откроем первый этап, а в 2023 году школа будет работать на полную мощность.

 

Это - не проект Рубена Варданяна. Это коллегиальный проект, как и Московская школа управления СКОЛКОВО. Это проект людей, которые вместе со мной дают деньги на благотворительность для того, чтобы построить одной из крупнейших общественных зданий на территории Армении. Сейчас на стройке школы одновременно работают 12 кранов.

 

О налоговых льготах для Дилижанской школы

 

Мы строим объект стоимостью $‌ 120 млн, и по закону, мы должны заплатить $‌ 30 млн в виде налогов. По большому счету, это решение государства, которое хочет выстраивать государственно-частное партнерство и помочь данному проекту. Мы не ставили условий правительству. Мы со своей стороны сделаем этот проект и мне очень приятно, что в этом проекте участвуют не только армяне, но и Сулейман Керимов, Анатолий Чубайс, Виктор Вексельберг и другие. Они и многие другие отдали свои личные деньги на проект в Армении.

 

Я считаю, что все благотворители, которые делают проекты такого масштаба и в тех сферах, которые нужны Армении, должны получать какие-то льготы от государства. Армения, которой очень нужно стать более привлекательной, за счет этой школы получит много косвенных выгод -рабочие места, новые малые и средние компании. С долгосрочной точки зрения очень выгодно иметь такую школу именно в Армении, а не в другой стране. За это надо бороться. В этом смысле, это не вопрос одолжения, а вопрос национального подхода к тому, чтобы в Армению приходили деньги на долгосрочной основе.

 

Например, проект Татева, в котором правительство поучаствовало серьезным образом и вложило деньги, дал долгосрочный эффект. В Горисе открылось 10 гостиниц, в регион приезжает огромное количество туристов. Я считаю, что все инвесторы, которые хотят делать серьезные вложения в Армении, должны получать определенную поддержку, содействующую их начинаниям. По Татеву мы никаких налоговых освобождений не получили. Там была другая модель взаимоотношений, нам отсрочили выплату налогов, которые впоследствии были выплачены.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора