В Арцах - в разрушенный и родной дом - Mediamax.am

exclusive
5531 просмотров

В Арцах - в разрушенный и родной дом


Фото: Медиамакс

Сусанна Хуршудян
Сусанна Хуршудян

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Лусине Гарибян беседует с Айком
Лусине Гарибян беседует с Айком

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Сусанна Хуршудян
Сусанна Хуршудян

Фото: Медиамакс

Анна и Яна
Анна и Яна

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс

Фото: Медиамакс


Как только папа сказал, что можно возвращаться в Арцах, Анна, Яна и Айк побежали в школу - сдавать книги. Они попрощались  со всеми, кто встретился им в школе, остальных же поблагодарили за теплый прием письмом.

 

«Я написала в группе, что мы возвращаемся на родину и сказала «спасибо» детям и классному руководителю за внимание и особое отношение», - рассказывает мама детей Сусанна Хуршудян.

Сусанна Хуршудян Сусанна Хуршудян

Фото: Медиамакс

В дни войны все, от 79-летней бабушки Гюльчоры до 9-летнего Айка, следили за новостями, надеясь, что вскоре смогут вернуться в Арцах, пусть разрушенный бомбежками, но безопасный и надежный. Сейчас они узнают новости у тех, кто уже вернулся домой.

 

«Две мои подруги уехали вчера, говорят, все хорошо - газ, вода, интернет, все есть, только людей в городе пока немного», - рассказывает 15-летняя Анна.

Анна и Яна Анна и Яна

Фото: Медиамакс

Два месяца они мечтали вернуться в Степанакерт. Радуются они и сейчас, но беспокойство и неуверенность временами омрачают их радость.

 

«Мы ожидали другого, мы верили, что победим и вернемся домой с гордостью, но сейчас этого чувства нет. Во мне поселился страх –  ведь со всех сторон нас окружают турки - чувство страха живет во мне постоянно и, наверное, не пройдет никогда.

 

Первое, что я хочу сделать, вернувшись в Степанакерт – выйти в город, прогуляться по родным улицам, по которым очень соскучилась, но, думаю, папа не позволит. Он уже объяснил нам, что теперь все будет не так, как прежде: домой возвращаться следует не позднее 8 часов вечера, потому что гулять в более позднее время опасно. А ведь раньше мы даже не запирали входную дверь», - говорит Анна.

Фото: Медиамакс

До войны она мечтала жить и учиться в Ереване. Но теперь хочет вернуться домой как можно скорее. Они возвращаются, но перспективы туманны. Скорее всего, Степанакерт не станет их последним пристанищем. Анна говорит, что их папа любит свою родину, но после всего этого, возможно, будет лучше перехать в Россию.

 

Папу дети видели несколько дней назад, после двухмесячного перерыва. Во время войны он звонил раз в неделю. Из-за шума и прерывающейся связи удавалось обменяться лишь парой слов. Но слова не имели значения, главное - услышать родной голос.

Фото: Медиамакс

После установления перемирия он приехал в Ереван, встретился с семьей и вновь вернулся в Степанакерт, чтобы восстановить дом, поврежденный во время бомбежки.

 

«Иногда думаю - и откуда в нас, армянах, такая сила - упрямый мы народ. Я переживаю уже третью войну, дети - вторую. Думаю, если это случится еще раз, я уже не выдержу, и не позволю своим детям жить в этих условиях. Но наш дом - там, и так уж устроен человек, что пока есть хоть какая-то надежда, он не хочет покидать свой родной дом.

 

Что нам осталось - горстка, а точнее, кусочек родины. Мы возвращаемся с надеждой, но я не думаю, что восстановится мир. Да и как можно жить в мире, если кругом враг? Мы-то как-нибудь проживем, но для детей это уже небезопасно.

Сусанна Хуршудян Сусанна Хуршудян

Фото: Медиамакс

Видя все это, разве я могу смириться с тем, что спустя 8 лет моему Айку придется пройти через подобное? Самое дорогое для каждого родителя - его ребенок. Нужно предпринять все, чтобы не оставаться в зоне боевых действий. Солдаты делали для нашей Родины все возможное, но от солдата не зависело ничего. Все решают интересы сверхдержав и их игры», - говорит Сусанна.

Лусине Гарибян беседует с Айком Лусине Гарибян беседует с Айком

Фото: Медиамакс

Сама она экономист, а ее муж - географ. Она пока не знает, смогут ли они по возвращении заняться своей работой. Но финансовые проблемы - это не самое страшное.

 

«В 1992-ом мужу было лет 16-17, он сбежал тогда из дому, участвовал в освобождении Шуши и очень гордился своей победой. Он очень переживал за Шуши, говорил, что Шуши это идеал, символ, завоеванный ценой жизни и смерти, и мы должны сохранить Шуши любой ценой. Всю войну он хранил в кармане медаль и грамоту за освобождение Шуши. Решил, что когда, наконец, объявят, что Шуши освобожден, и в городе больше нет турок, он отдаст свою медаль одному из 18-19-летних героев. Так и не отдал.

Фото: Медиамакс

Когда стало ясно, что произошло предательство, он был очень расстроен и возмущен, говорил, «зачем мне медаль и форма, мне теперь даже фамилию армянскую стыдно носить». 30 лет он помнил жестокие бои во имя освобождения Шуши, представьте, с каким чувством ему придется жить. Погибшие - мертвы, а те, кто остались в живых – живы лишь наполовину, живы лишь их тела, а души - мертвы».

 

В 7 утра они отправятся в дорогу. Сусанна с детьми поедут в Степанакерт, а ее мама, Гюльчора Минасян, вернется в свой дом в селе Арав Аскеранского района. Девочки уговаривают еe жить с ними вместе, но она отказывается.

Фото: Медиамакс

«Я очень-очень хочу вернуться домой. Моя старшая дочь живет в России, она столько раз звонила: приезжай, да приезжай. Повздорила с ней, отключила телефон: и не уговаривай, говорю, не приеду - и точка. Я должна жить в своей деревне. И Сусанна уговаривает: будешь жить со мной. Нет, говорю, Сусан джан, от города до нашей деревни недалеко, всего полчаса езды. Я хочу в нашу деревню, в наш дом. Соседи у нас хорошие, внимательны все ко мне. Каждый день звонят, спрашивают: где ты, почему не едешь? Скоро, скоро приеду, говорю», - рассказывает 79-летняя бабушка Гюльчора.

Фото: Медиамакс

С соседями семье повезло и в Ереване. Они были приятно удивлены и тронуты вниманием людей. Все старались помочь, подставить плечо.

 

«Даже представить себе не могла, что соседи окажутся до такой степени заботливыми. Слово себе дала, а сегодня и детям сказала, что у нас еще очень много дел впереди. Нам здесь так помогли, вот и мы должны также помочь другим, собраться с друзьями и организовать что-нибудь полезное для людей, приехавших из Гадрута, Шуши, из других деревень и районов. Уже сейчас прикидываю, что у меня есть, сколько банок с заготовками на зиму закатала, вот вернусь домой и всем раздам», - говорит Сусанна.

 

Лусине Гарибян

 

Фотографии - Гаяне Енокян

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора