Армяне поселились в Крыму еще в 10-м веке. В настоящее время в разных городах полуострова, по неофициальным данным, проживает 28-30 тыс. армян. Корреспондент Медиамакс встретилась с представителями армянской общины Крыма, которые рассказали о своем образе жизни, проблемах сохранения культуры и поделились мнениями относительно российско-украинского конфликта и политических изменений на полуострове.
Армянский фестиваль в Крыму
Один из наших дней в ходе конференции прошел в армянской среде: на берегу Черного моря на открытой сцене состоялся фестиваль «Морская Армения». В армянских павильонах на выставке-продаже были представлены работы крымских армян – рукодельные предметы и национальные блюда. Для присутствующих и прохожих более 4 часов выступали армянские артисты Крыма – солисты и ансамбли, в том числе хореографический ансамбль «Арарат» и хор «Ани».
Во время армянского фестиваля состоялось также официальное открытие кружка по изучению армянского языка в Ялтинской школе номер 1. Около 30 учеников будут посещать занятия кружка каждую пятницу. Хотя у армянских детей была возможность изучать армянский алфавит и раньше – в воскресной школе при армянской церкви Св. Рипсиме в Ялте уже 25 лет действует воскресная школа.
Фото: Медиамакс
Председатель крымского национально-культурного самоуправления Вагаршак Мелконян сообщил нам, что для армянской общины первоочередное значение имеют сплоченность и сохранение родного языка: «Армяне живут в Крыму с 10-го века: это немало, но нам удалось сохранить свою самобытность. Хотя это не означает, что мы изолированы от других наций. Наоборот, мы можем быть примером для других наций, проживающих здесь, чтобы они тоже берегли свой язык и традиции».
Церковь Св. Рипсиме – место сплочения армян
Армянская апостольская церковь в Ялте была построена в 1909-1917 гг. Архитектор Габриел Тер-Меликян построил ее по проекту и эскизам Вардкеза Суренянца. Художник лично украсил свод церкви. По свидетельствам современников, во время строительства художник буквально жил в церкви. В 1921 году во время работы над фреской на своде он упал и скончался уже через несколько дней. Могила Суренянца находится в левой части церковного двора.
Церковь увенчана коническим куполом, а стены украшены орнаментом. Ее строительство профинансировал нефтепромышленник Погосов Тер-Гукасян в память об умершей дочери. На территории армянской церкви в Ялте снималось несколько фильмов, в том числе и первая российская экранизация «Мастера и Маргариты».
Фото: Медиамакс
В воскресной школе при Св. Рипсиме преподаются армянский язык, литература и история армянского народа. Воскресная школа продолжит действовать параллельно с армянским классом в школе – ее будут посещать дети, которые не смогут приходить на школьные занятия по пятницам.
Вагаршак Мелконян: «При церкви будем строить культурный центр»
Глава армянской общины Крыма - Вагаршак Мелконян, а его брат Акоп руководит общиной в Ялте. Их отец занимается виноградарством, в свое время доктор биологических наук, профессор Мисак Мелконян был членом-корреспондентом Национальной академии наук Армении. В 1993 году он с семьей переехал в Ялту, работал в институте виноградарства и виноделия «Магарач» как начальник отделения генетики и селекции.
Фото: Медиамакс
Переехавший в Крым 22 года назад Вагаршак Мелконян сообщил, что, по официальным данным, в Крыму живут 2-3 тыс. армян: «Армяне Ялты более или менее активны, это традиционно одна из самых организованных общин. Для армян, живущих в самых разных городах и селах Крыма, у нас есть армянские союзы художников, спортсменов, хотя большинство занимается торговлей. За последние 25 лет мы создали несколько организаций. Мы купили участок по соседству с церковью, где собираемся строить армянский культурный центр».
Татьяна Саргсян старается сплотить армянскую молодежь
Год назад в Ялте был создан Армянский молодежный союз, председателем которого является Татьяна Саргсян. Татьяна родилась в Ялте и в Армении была лишь дважды. Она немного умеет читать и писать по-армянски. Ей доверено провести церемонию открытия: «Наш союз участвовал в подготовительных работах по открытию класса. Это, действительно, достижение. Еще весной мы разослали письма армянским родителям, сообщили о своих планах. Руководство школы увидело, что есть интерес, и нам позволили открыть класс. Его будут посещать дети, которые вообще не умеют писать и читать».
26-летняя Татьяна рассказывает, что в воскресной школе при церкви для детей организуются армянские праздники, отмечаются Масленица и Пасха и т.д.: «Дети должны знать о своих корнях и не забывать родной язык. В моей семье мама говорила мне и брату, что мы – армяне, мы должны знать свой язык: если не армянам знать его, то кому? Скоро мы поедем в Армению. Повод – 60-летняя годовщина свадьбы бабушки и дедушки. Все родственники соберутся в селе Цовинар на празднование юбилея».
Фото: Медиамакс
Говоря о политической ситуации в Крыме, она отметила, что рада жить в составе России, хотя для ее семьи изменилось немногое: «Я рада, что напряженность закончилась. В то время мой брат служил в Киеве, и нам было очень тяжело. Когда у крымчан появилась возможность голосовать и выбирать между Россией и Украиной, это был праздник для представителей всех национальностей, живущих в Крыму. Я уже поменяла свой паспорт и стала гражданкой России. Сейчас действует система РФ, мы знаем, что у нас есть стабильность. Те украинцы, которые были против, уехали из Крыма. Если бы армяне не выбрали Россию, позже татары укрепили бы свои позиции в Крыму».
Эльмира Погосян: «Получается, что моя родина - Крым»
В труппе симферопольского театра им. Максима Горького, открывшегося в 1821 году, работает актриса с армянскими корнями – Эльмира Погосян. 36-летняя актриса родилась и выросла в Крыму. Ее мать – русская, отец – уроженец Арцаха. В Армении она была однажды – в детстве: «Я бывала на родине отца. Я была маленькой и помню немного. К сожалению, по-армянски я не говорю. Обещаю себе научиться, но не получается. Я знаю только несколько выражений - «барев дзез», «бари гишер» и «ес кез сирум ем». Получается, что моя родина – Крым. И я люблю это место», - призналась актриса.
Фото: Медиамакс
С 20 лет она работает в театре и уже сыграла немало главных ролей. Мы посмотрели спектакль «Маскарад», сделали несколько фотографий в гримерке. Хотя платье актрисы порвалось, что беспокоило ее, она с радостью побеседовала с нами и ответила на вопросы: «У меня активная жизнь, театр совершенно не дает мне отдыхать. Я выступаю почти каждый день, играю почти на всех сценах театра. Я всегда была очень активной, в школе училась хорошо, но получала замечания за поведение, потому что мне невыносимо было оставаться в стенах школы, хотелось сбежать с уроков. Я выпустилась после 9-го класса и параллельно стала ходить на кулинарные и парикмахерские курсы. А потом в мою жизнь пришел театр. Иногда я участвую в кинокастингах, но серьезных ролей у меня пока не было – только массовки. Очень надеюсь, что еще раз побываю в Армении - во время гастролей или с целью отдыха».
Тикуш Григорян: «Все подорожало, а зарплаты остались почти те же»
Напротив входа в небольшой открытый рынок в Ялте уже многие годы находится павильон г-жи Тикуш. О том, что она армянка, можно догадаться по ценникам, напоминающим армянский триколор. Рядом с разными продуктами стоят армянские консервы и горисские орехи. Почти 20 лет Тикуш Григорян живет в Ялте вместе со своей большой семьей. Говорит, с первых же лет работала на рынке, хорошо зарабатывала и обеспечивала семью: «Сейчас, когда таможня открыта, я с легкостью привожу продукты. Но после вступления в состав России цены на продукты в Крыму выросли, а зарплаты остались почти прежними. Я знаю большинство армян, живущих здесь. Они делают покупки у меня. Старшее поколение говорит по-армянски, а детям говорить на родном языке уже нелегко. Но в армянскую школу они не хотят идти. Через пару дней начинают плакать: все языки перемешиваются. Хотя теперь из школьной программы убрали украинский – его проходят только в некоторых школах».
Фото: Медиамакс
Андраник Арутюнян: «Коррупция сократилась, людям дают работу»
Андраник с 1992 года живет в Феодосии. Причиной поселиться на Крымском полуострове стала девушка, с которой он познакомился в Санкт-Петербурге в студенческие годы. Андраник – водитель автобуса, на зарплату не жалуется: «Главная сложность в моей работе – плохие дороги. В остальном все хорошо. Но приезжающие сюда армяне не хотят быть водителями, они хотят большего. Мои родные – отец, братья, сестры – живут в селе Ахтанак Ноемберяновского района. Но мне не хотелось бы, чтобы они переехали сюда. Да и они не хотят. Я очень скучаю по Армении, все мои родные в Армении, здесь только я. Езжу в Астрахань, Москву, Ростов. Мы ездим с моим сменщиком, водим по очереди».
Фото: Медиамакс
Андраник говорит, что положительные изменения в Крыму очевидны: «Коррупция сократилась, людям дают работу. При Украине было не так. Я не получал зарплату, перевозил пассажиров без билетов, доставлял небольшие грузы и оставлял себе оплату. А автобусы мы ремонтировали за свой счет. Я не мог купить себе машину на свою зарплату, а теперь купил за год. Сейчас я получаю 35-40 тыс. рублей. Моя жена работает в больнице и получает 22 тыс. Мы успеваем и детям помогать. Я присутствовал на событиях на Майдане. Перевозил военных на автобусе. Сам я хотел перехода в состав России, хотя многие армяне стремятся в Украину и Европу».
Сирануш Восканян: «Когда Крым перешел России, сначала было хорошо»
Родившаяся в Грузии Сирануш почти 27 лет живет в Крыму. На ялтинском вернисаже она продает украшения и сувениры. Ее муж – скрипач, играет в ялтинском симфоническом оркестре: «В летний период бывает много туристов, торговля идет хорошо. Сейчас активность утихла. Зимой работают только те, у кого нет других источников дохода. К счастью, я зимой не работаю на улице – занимаюсь детьми. Мой муж дает уроки игры на скрипке, настраивает инструменты. Как и в Армении, здесь невозможно содержать семью только игрой на скрипке. Когда Крым вошел в состав России, сначала было хорошо. Мы и сами голосовали за Россию. Но чем дальше, тем хуже. Вообще, продукты дорожают, а зарплаты не растут, в то время как в Украине жизнь дешевле. А людей в первую очередь интересуют деньги».
Фото: Медиамакс
Ованнес Мартиросян: «Я вижу будущее в составе России, а раньше был бардак»
Народный мастер Ованнес Мартиросян переехал в Ялту 6 лет назад. Здесь он создал семью – у него сын и девочки-двойняшки. По его словам, поводом к переезду стала любимая женщина, которая уже 20 лет живет в Крыму. Как и в Ереване, в Ялте Ованнес делает серебряные украшения, а также хачкары и орнаменты. В разных городах Крыма он участвует в выставках мастеров, говорит, большой популярностью пользуются статуэтки из обсидиана: «Мастеров, делающих скульптуры из твердых камней, здесь не так много. Можно сказать, конкуренции нет, а трудолюбивые люди ценятся высоко. Здесь также очень уважают армянские серебряные украшения. Я могу содержать семью благодаря любимой работе, но и в Армении я зарабатывал неплохо: получал заказы из посольств, делал статуэтки из обсидиана».
Фото: Медиамакс
Как рассказал Ованнес, он пока не планирует возвращаться на родину. Климат и природные условия в Ялте более благоприятны, а к мастерам относятся с уважением: «Плохо только, что в Крыму все дорожает, а зарплаты не растут с той же скоростью. Просто у меня не государственная работа, я могу повышать цену на свои работы. Все, что я мог делать в составе Украины, могу делать и сейчас: ничто мне не мешает. Наоборот, сейчас я сам хочу войти в налоговое поле, продавать свои работы как индивидуальный предприниматель. Я вижу больше перспектив в составе России, потому что раньше был бардак: каждый делал, что хотел. Сейчас все строго, чиновников контролируют. В основном политическими изменениями недовольны крымские украинцы и люди, которые непосредственно связаны с украинской властью. Теперь Украина всерьез занялась своими гражданами, переезжающими в Крым, ставит преграды для бизнеса».
Наира Саргсян подумывает о возвращении в Армению
Наира переехала в Ялту из Армении 16 лет назад. У домохозяйки двое детей – Карен и Карина. В последние годы они часто бывают в Армении: «Муж занимается торговлей. Летом я немного помогаю ему, остальное время забочусь о детях. Дома я стараюсь говорить по-армянски, читаю сказки. Скоро дети начнут ходить в армянский класс, который откроется в школе, научатся писать и читать».
Фото: Медиамакс
Уроженка Ахталы – города в Лорийском марзе – Наира рассказывает, что основной причиной отъезда семьи стали финансовые и бытовые трудности: «К счастью, теперь мы бываем в Армении 2-3 раза в год. Я рада, что мой город получил известность благодаря фестивалю шашлыка. Начав часто бывать там, я стала подумывать о возвращении».
Танцовщица Лиана больше всего хочет увидеть Арарат
14-летняя Лиана родилась в Симферополе, после чего ее семья переехала в Ялту. Она 10 лет ходит в танцевальную группу «Арарат». Девочка ни разу не бывала в Армении, но лучше всех в танцевальной группе говорит по-армянски. На вопрос, что бы хотела увидеть в Армении больше всего, назвала гору Арарат: «Я очень хочу поехать в Армению, но в университет поступлю в Симферополе. Мне там интереснее. Хочу стать профессиональной танцовщицей. В группе мы учим народные танцы - шалахо, кочари, вардавар. Мы учим также греческие, индийские, еврейские, цыганские танцы. Читать и писать по-армянски я не умею, потому что у меня много уроков, и я не успеваю ходить на кружок. Мои родители работают на рынке. Говорят, хорошо, что мы вошли в состав России, хотя мне этого не очень-то хотелось: тогда мне привычнее была украинская среда. Но теперь я больше не хочу учить украинский язык».
Фото: Медиамакс
Внуки Азата Григоряна не представляют свое будущее в Армении
90-летний Азат Григорян переехал в Крым из грузинского города Ахалцихе 42 года назад. Он вспоминает важные моменты в своей жизни и воодушевленно рассказывает: «Я получил русское образование. Советский Союз близок мне. У меня есть друзья разных национальностей, но с нашими армянами я всегда поддерживал связь, многим помогал. У меня голова работает хорошо, память хорошая. Моя жена умерла 7 лет назад. Прекрасная русская женщина. Я виноват, что мои дети не говорят по-армянски. Дочь немного понимает, но не говорит. У меня 4 внуков и 6 правнуков. Они поддерживают связь с Арменией, но не представляют свое будущее в Армении».
Фото: Медиамакс
Александр Акопян: “Крайне важно наконец построить армянскую церковь в Севастополе”
На юго-западе Крымского полуострова – в Севастополе - действует армянское национально-культурное общество, одним из старейших представителей которого является Александр Акопян. 67-летний Александр 47 лет своей жизни провел в Севастополе: «Наше общество – одно из самых старых в Крыму. Для нас крайне важно наконец построить армянскую церковь. Участок есть, остается получить разрешение на строительство. С российскими властями у нас нет проблем, но армяне должны показать свое единство, тогда к нам начнут относиться лучше. У нас есть армянский класс. Раньше в нем училось 5 человек, теперь - 18».
Фото: Медиамакс
По данным Александра Акопяна, в Севастополе в настоящее время проживают 1335 армян. По его словам, армяне общаются между собой, поддерживают друг друга. А о связях с Арменией говорит: «Мы – сами по себе. С министерством Диаспоры Армении у нас нет никаких контактов, мы не получаем никакой помощи. Общество держится на наши средства. В основном армяне занимаются торговлей, работают в магазинах, ресторанах. Те, кто хорошо зарабатывает, помогают армянскому обществу. Обещали помочь и со строительством церкви. При Украине законы были другими, чтобы сделать какой-нибудь документ, приходилось давать деньги. Теперь стало строже».
Визит корреспондентов Медиамакс в Крым состоялся в рамках второго международного форума «Крым: взгляд со стороны». Организатор форума - председатель Совета Медиаконгресса, секретарь Союза журналистов РФ Ашот Джазоян.
Лиана Мейтарджян
Фотографии - Овсанны Симонян
(специально для Медиамакс)
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.