Предлагаем вашему вниманию статью философа Славоя Жижека, написанную для Project Syndicate.
После нападения России на Украину словенское правительство сразу заявило о готовности принять тысячи украинских беженцев. Как гражданин Словении, я был не только горд, но и пристыжен.
Когда полгода назад Афганистан пал перед талибами, это же самое правительство отказалось принимать афганских беженцев, мотивируя это тем, что они должны оставаться в своей стране и воевать. А пару месяцев назад, когда тысячи беженцев - в основном иракских курдов - пытались проникнуть в Польшу из Беларуси, правительство Словении, заявив, что Европа подверглась нападению, предложило военную помощь, чтобы поддержать подлые попытки Польши не впускать их.
В регионе появилось два вида беженцев. Твит правительства Словении от 25 февраля прояснил различие: «Беженцы из Украины прибывают из среды, которая в своем культурном, религиозном и историческом смысле является чем-то совершенно отличным от среды, от которой происходят беженцы из Афганистана». После волны возмущения твит был быстро удален, но непристойная правда вышла наружу: Европа должна защищать себя от не-Европы.
Такой подход будет катастрофическим для Европы в продолжающейся глобальной борьбе за геополитическое влияние. Наши СМИ и элиты представляют эту борьбу как конфликт между западной «либеральной» и российской «евразийской» сферами, игнорируя гораздо большую группу стран — в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии.
Даже Китай не готов полностью поддержать Россию, хотя у него есть свои планы. В послании северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну на следующий день после того, как Россия начала вторжение в Украину, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай готов работать над развитием отношений дружбы и сотрудничества между Китаем и КНДР «в новой ситуации». Есть опасение, что Китай воспользуется «новой ситуацией» для «освобождения» Тайваня.
Сегодня нас должно беспокоить то, что радикализация, которую мы наблюдаем, особенно в лице президента России Владимира Путина, не является просто риторической. Многие левые либералы, убежденные в том, что обе стороны понимают, что не могут позволить себе полномасштабную войну, думали, что Путин блефует, когда стягивает войска к границам Украины. Даже когда Путин назвал правительство президента Украины Владимира Зеленского «бандой наркоманов и неонацистов», большинство ожидало, что Россия просто оккупирует две самопровозглашенные «народные республики», или, самое большее, оккупирует весь Донбасс.
А теперь некоторые, называющие себя левыми, обвиняют Запад в том, что президент США Джо Байден был прав относительно намерений Путина. Аргумент известен: НАТО медленно окружало Россию, разжигая «цветные революции» в ее ближнем зарубежье и игнорируя разумные опасения страны, подвергшейся нападению с Запада в прошлом веке.
Здесь, конечно, есть доля правды. Но говорить только об этом равносильно тому, чтобы оправдывать Гитлера, обвинявшего в несправедливости Версальский договор. Хуже того, это значит признать то, что великие державы имеют право на сферы влияния, которым должны подчиняться все остальные ради глобальной стабильности. Предположение Путина о том, что международные отношения — это состязание великих держав, отражено в его неоднократных заявлениях о том, что у него не было другого выбора, кроме военного вмешательства в дела Украины.
Это правда? Действительно ли проблема в украинском фашизме? Вопрос лучше адресовать путинской России. Интеллектуальная путеводная звезда Путина - Иван Ильин, чьи работы снова публикуются и раздаются государственным аппаратчикам и призывникам. После изгнания из Советского Союза в начале 1920-х годов Ильин отстаивал российскую версию фашизма: государство как органическое сообщество во главе с монархом-отцом, в котором свобода есть знание своего места. Цель голосования за Ильина (и за Путина) - выразить коллективную поддержку лидера, а не легитимировать или выбрать его.
Александр Дугин, придворный философ Путина, внимательно следует по стопам Ильина:
«Каждая так называемая истина — это вопрос веры. Поэтому мы верим в то, что делаем, мы верим в то, что говорим. И это единственный способ определить истину. Так что у нас есть своя особая русская правда, которую нужно принять. Если Соединенные Штаты не хотят начинать войну, вы должны признать, что Соединенные Штаты больше не являются единственным хозяином. И в Сирии и на Украине Россия говорит: «Нет, ты больше не хозяин». Это вопрос того, кто правит миром, который по-настоящему решить могла только война».
А как же жители Сирии и Украины? Могут ли они также выбрать свою правду или они просто поле битвы для потенциальных мировых правителей?
Идея о том, что у каждого «образа жизни» есть своя правда, - вызывает симпатию в отношении Путина у правых популистов, таких как бывший президент США Дональд Трамп, который назвал вторжение России в Украину «гениальным поступком». И это чувство взаимно: когда Путин говорит о «денацификации» в Украине, мы должны иметь в виду его поддержку «Национального объединения» Марин Ле Пен во Франции, «Лиги» Маттео Сальвини в Италии и других актуальных неофашистских движений.
«Русская правда» - это всего лишь удобный миф для оправдания путинского имперского видения, и лучший способ для Европы противостоять ему - наводить мосты с развивающимися странами, многие из которых имеют длинный список обоснованных претензий к западной колонизации и эксплуатации. Недостаточно «защищать Европу». Истинная задача состоит в том, чтобы убедить другие страны в том, что Запад может предложить им лучший выбор, чем Россия или Китай. И единственный способ добиться этого - изменить себя, безжалостно искоренив неоколониализм, даже если он приходит в виде гуманитарной помощи.
Готовы ли мы доказать, что, защищая Европу, мы везде боремся за свободу? Наш позорный отказ одинаково относиться к беженцам посылает миру совершенно иной сигнал.
Copyright: Project Syndicate, 2022.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.