Ереван /Медиамакс/. Премьер-министр Армении Никол Пашинян представил сегодня в парламенте доклад о выполнении и результатах программы правительства Армении на 2021 год.
Медиамакс представляет выдержки из доклада Пашиняна по арцахской проблеме.
Вина и ответственность
Число жертв 44-дневной войны на сегодняшний день составляет 3825 человек, большинство их тел были найдены или идентифицированы по ДНК и захоронены в 2021 году. Я изначально признал свою вину и ответственность как за войну, так и за поражение. Но я не принимал и не принимаю обвинений в сдаче земель и предательстве, выдвинутых против меня оппозицией после 9 ноября 2020 года.
Меня надо обвинять не в сдаче земель, а в том, что я их не сдал. Я виновен, поскольку в 2018-2019 годах я не выступил перед общественностью и не озвучил, что все наши близкие и дальние друзья ждут от нас передачи 7 районов Азербайджану в той или иной конфигурации и снижения установленной нами планки в вопросе статуса Арцаха.
Моя вина в том, что я не сказал народу
Моя вина в том, что я не сказал народу, что международное сообщество безоговорочно признает территориальную целостность Азербайджана и ожидает, что и мы ее признаем. Я виновен в том, что не сказал четко и однозначно, что этот сценарий неприемлем для нас.
Что касается Азербайджана, то представители международного сообщества иногда прямо, иногда дипломатично говорили нам, что если все это будет принято армянской стороной, то еще нужно будет убедить Азербайджан принять это.
Я был обязан все это подробно изложить нашему народу, и моя вина в том, что я не сделал этого: сдав земли, я мог бы спасти тысячи жизней, но не сдав их, по сути, стал автором решений, которые привели к тысячам жертв.
Я не мог убедить себя
Чтобы вовремя заговорить об этом с народом, я должен был сначала убедить себя, что это правильный путь, и, признаюсь, я не смог себя убедить. Почему? По той причине, по которой наши партнеры из оппозиции до сих пор не могут смириться с реальностью, и эту причину можно сформулировать так: Санасар или Кубатлы, Зангелан или Ковсакан?
Сейчас сложилась аналогичная ситуация, и я не хочу вновь повторять те же ошибки.
Сегодня международное сообщество ясно говорит нам, что быть единственной страной в мире, которая не признает территориальную целостность Азербайджана на двустороннем уровне, представляет большую опасность не только для Арцаха, но и для Армении.
Они предлагают нам немного снизить нашу планку относительно статуса Нагорного Карабаха, чтобы обеспечить большую международную консолидацию вокруг Армении и Арцаха, иначе, по их словам, мы не сможем надеяться на них, потому что они не не смогут нам помочь.
Именно эти социально-психологические мотивы заставляют нас и меня лично, несмотря на все трудности, все более убежденно и последовательно утверждать безальтернативность мирной повестки для нас.
Подготовка к мирному договору
Я дал согласие, чтобы министры иностранных дел Армении и Азербайджана начали подготовительную работу к мирному договору. График и формат еще предстоит обсудить и решить, но скорейшее подписание мирного соглашения с Азербайджаном действительно входит в наши планы.
И здесь у нас тоже нет иллюзий, поскольку мы не исключаем, что Азербайджан постарается как можно скорее завести мирные переговоры в тупик, создав из них повод для новой агрессии и агрессивных действий против Армении и Арцаха. Такой же расчет у нас в связи с работами по делимитации, мы не исключаем, что Азербайджан воспользуется этим процессом для создания территориальных претензий к Армении, «де-юре» заявив, что территориальных претензий у него нет.
Понимая и просчитывая все риски и вызовы, мы пришли к выводу, что стояние на одном месте и отсутствие какого-либо прогресса в процессе не только не снижает, но и усугубляет риски.
Именно поэтому мы договорились также и в Брюсселе по вопросу делимитации, что до конца апреля создадим двустороннюю армяно-азербайджанскую комиссию по делимитации и безопасности границ и приступим к работе. У этой комиссии будет двойной мандат: первый - демаркационная работа, второй - обеспечение безопасности и стабильности вдоль границы. Сейчас мы работаем над форматом и составом комиссии, надо постараться уточнить состав не позднее 30 апреля.
Вопрос о статусе Арцаха
Мы заявляли, что у Армении никогда не было территориальных претензий к Азербайджану, и карабахский вопрос является не территориальным, а юридическим вопросом. Поэтому мы заявили, что гарантии безопасности армян Карабаха, обеспечение их прав и свобод и уточнение окончательного статуса Нагорного Карабаха имеют для Армении принципиальное значение. Поэтому с этим дополнением к повестке мирного соглашения Армения готова начать переговоры.
Еще один очень важный нюанс: если раньше мы основывали статус Карабаха на гарантиях и правах безопасности, то теперь мы основываем гарантии безопасности и права на вытекающем из этого статусе.
Заявляем, что статус в данной ситуации является не целью, а средством обеспечения безопасности и прав армян Нагорного Карабаха.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.