“Особое внимание НАТО к Кавказу не должно вызывать беспокойства в Москве” - Mediamax.am

2856 просмотров

“Особое внимание НАТО к Кавказу не должно вызывать беспокойства в Москве”

Николас Барнс
Николас Барнс

Фото:


Эксклюзивное интервью посла США в НАТО Николаса Барнса армянскому информационному агентству Медиамакс, октябрь 2004

- За последние годы отношения Армении с НАТО вышли на качественно новый уровень. Какие факторы, на Ваш взгляд, сыграли основную роль в решении Армении активизировать свои отношения с Североатлантическим Альянсом?

- Я помню выступление президента Армении на саммите Совета Евро-Атлантического Партнерства (СЕАП) в ноябре 2002 года в Праге. Он объявил тогда, что Армения проведет свои первые учения в рамках программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) и внесет свой вклад в миротворческие операции, проводимые под эгидой НАТО. С тех пор Армения успешно приняла на своей территории учения Cooperative Best Effort 2003, присоединилась к операции KFOR в Косово, объявила о намерении заключить План индивидуального партнерства (Individual Partnership Action Plan-IPAP) с НАТО и назначила своего первого посла в НАТО. Так что вы правы: как и обещал ваш президент, активность Армении в отношениях с НАТО возрастает.

Что касается причин, то, конечно, официальный ответ может дать только ваше правительство. В то же время должен сказать, что сотрудничество с Альянсом, который является основным гарантом мира и стабильности в Европе, подразумевает широкий круг преимуществ для Армении. Более того, террористические атаки 11 сентября 2001 года стимулировали более тесное сотрудничество между НАТО и всеми членами ПРМ, поскольку сделали очевидным тот факт, что мы сталкиваемся с новыми, немедленными и общими угрозами.

Участие в ПРМ также может помочь снижению напряженности в регионе. Естественно, что Армения хочет стать активной частью ПРМ, которая охватывает все страны на Кавказе.

- Многие в Армении считают, что рано или поздно нам придется сделать выбор перед сохранением тесных военно-политических отношений с Россией и стремлением к дальнейшей интеграции в НАТО. Есть и другая точка зрения: Армения может стать своего рода связующим звеном между Россией и НАТО на Южном Кавказе. Какая из этих двух позиций Вам более близка?

- Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян говорит о принципе "комплементарности", призванном уравновесить связи с евро-атлантическим сообществом и историческими отношениями с Россией. В поддержку точки зрения вашего министра говорят те факты, что и другие страны СНГ участвуют в ПРМ, что у России особенные и конструктивные отношения с НАТО и то, что мы сотрудничаем с Россией по вопросам безопасности на территории от Средиземного моря до Арктики.

В то же время, действительно, есть значительные различия в том, как НАТО и Россия организуют свои вооруженные силы и оборонительные структуры. Если Армения хочет значительного улучшения своей совместимости с НАТО, ей придется модифицировать некоторые из этих структур. Таким образом, есть практические вопросы, которые могут убедить ваше правительство бросить более пристальный взгляд на будущую структуру вооруженных сил Армении.

- Г-н посол, в западной прессе часто можно встретить комментарии о том, что даже несмотря на активизацию отношений с НАТО, пророссийски настроенная Армения уступает Грузии и Азербайджану, которые "более искренни" в своем стремлении усилить сотрудничество с Альянсом. Именно поэтому, говорят авторы подобных рассуждений, НАТО следует забыть про Армению и уделять основное внимание Грузии и Азербайджану. Что Вы думаете на этот счет?

- На саммите в Стамбуле НАТО решило уделять особое внимание Кавказу и Центральной Азии, назначить офицеров связи и специального представителя для двух регионов. Объем времени и усилий, которые будут уделяться отдельным странам в этих регионах, будет во многом зависеть от их собственных запросов, от уровня взимодействия с НАТО, выбранного каждым государством.

ПРМ действует по формуле 26+1, которая подразумевает, что партнеры сами выбирают те совместные мероприятия, в которых желают принимать участие. Таким образом, ответ на вопрос - "Какого внимания удостоится Армения со стороны НАТО?", действительно зависит от вас.

Грузия и Азербайджан были активными в ПРМ и СЕАП, как и Армения. Я бы хотел еще раз отдельно отметить вклад Армении в миротворческую операцию в Косово и успешное проведение учений Cooperative Best Effort 2003. Недавно Армения заявила о намерении подготовить План индивидуального партнерства с НАТО - ответственную и честолюбивую программу реструктуризации военных институтов по принципу большей прозрачности и эффективности. Это является твердым подтверждением готовности продолжать сотрудничество с Альянсом, и это признается со стороны НАТО.

- Согласны ли Вы с той точкой зрения, что НАТО готово пойти в своих отношениях с Арменией настолько далеко, насколько к этому готова сама Армения?

- Посредством Плана индивидуального партнерства, плана действий по борьбе с терроризмом и строительству оборонных институтов, совместных миротворческих операций и консультаций в рамках СЕАП, НАТО и Армения действительно могут пройти долгий совместный путь.

- В апреле этого года министр иностранных дел Армении Вардан Осканян сказал: "если получится так, что Грузия и Азербайджан в конце концов станут членами НАТО, а Армения - нет, то очевидно, что это приведет к созданию новых разделительных линий на Кавказе". Осканян отмечал, что "эти вопросы беспокоят не только нас, но и НАТО, США и Россию, и именно поэтому они будут очень осторожными и постараются избежать подобного сценария". Вы действительно пытаетесь избежать такого сценария?

- В Стамбуле НАТО подтвердило свою политику "открытых дверей" и заявило, что вступление семи новых членов было не последним расширением Альянса. Однако пока преждевременно говорить о возможностях вступления в НАТО какой-либо из стран Южного Кавказа.

Целью НАТО является усиление сотрудничества в сфере безопасности в регионах, и мы готовы к тесному сотрудничеству со странами Кавказа для достижения мира и стабильности.

- После недавнего саммита НАТО в Стамбуле стало очевидно, что Южный Кавказ стал одним из наиболее приоритетных регионов для Альянса. Не вызовет ли это новую волну беспокойства со стороны России?

- По сравнению с теми интересами НАТО и России, которые совпадают - поддержка мира, стабильности и роста, борьба с терроризом, распространением оружия массового поражения и трафикингом, сфер, по которым у нас есть расхождения, относительно немного.

Особое внимание НАТО к Кавказу не должно вызывать беспокойства в Москве. Благодаря Совету НАТО-Россия, члены Альянса и Россия защищают наши общие интересы и противостоят общим угрозам. Причиной особого внимания НАТО к этой части света является понимание того, что вместе со странами этих регионов мы сталкиваемся с общими угрозами безопасности, большинство из которых возникает из-за пределов Европы. Россия также сталкивается с этими угрозами, и она может только выиграть от работы НАТО в этой сфере.

- В настоящее время Армения работает над Планом индивидуального партнерства с НАТО. На каких вопросах и направлениях вы бы посоветовали акцентировать свое внимание армянской стороне при подготовке этого документа?

- План индивидуального партнерства является добровольным шагом для тех Партнеров, которые не вовлечены в процесс вступления в Альянс. Кроме того, это большое обязательство, поскольку оно затрагивает все аспекты политики государства в сфере безопасности. Предполагается, что страна-партнер готовит документ, сотрудничая с Международным штабом НАТО и консультируясь с Союзниками.

Армения стала четвертым Партнером, объявившим о намерении подготовить План индивидуального партнерства, и только один из партнеров (Грузия) уже завершил работу над этим документом. Реализация является еще одним вызовом, и это может занять много лет.

В свете всего этого трудно комментировать - какое направление должен принять План индивидуального партнерства Армении и НАТО. Этот процесс потребует творческого и длительного межминистерского рассмотрения в Ереване, консультаций с НАТО и долговременного обязательства вашего правительства исполнить его.

- В апреле этого года заместитель командующего вооруженными силами США в Европе, генерал Чарльз Волд заявил в Ереване, что Вы лично занимаетесь вопросом участия армянских военнослужащих в учениях Cooperative Best Effort-2004 на территории Азербайджана. Насколько сложным был для вас этот процесс?

- Мы были впечатлены тем, как Ереван провел учения Cooperative Best Effort 2003 во многом потому, что в них приняли участие турецкие офицеры, а также было послано приглашение Азербайджану, несмотря на напряженные отношения между странами.

Мы поддерживаем решение НАТО об отмене учений Cooperative Best Effort 2004 и глубоко сожалеем о решении Баку не выдавать визы армянским участникам. На наш взгляд, это решение противоречит частым заявлениям Азербайджана о сотрудничестве с НАТО и усилиях по установлению более тесного партнерства с Альянсом.

- Г-н посол, армянские официальные лица неоднократно заявляли о том, что неурегулированность армяно-турецких отношений отрицательно влияет на сотрудничество Армении с НАТО, поскольку общественное мнение в Армении часто ассоциирует НАТО именно с Турцией. Признаете ли Вы наличие подобной проблемы?

- История отношений Армении с Турцией не может быть исправлена за день, или даже за десятилетие. В этом контексте нагорно-карабахский конфликт также имел негативные последствия. Но не забывайте, что такие традиционные враги как Германия и Франция, или Греция и Турция, работают сейчас бок о бок в составе НАТО.

НАТО - это больше, чем одна страна. Важно смотреть не на отношения с одним конкретным членом Альянса, а на выгоду участия в Альянсе 26-и, или 46-и партнеров, если учитывать и СЕАП. Преодолев прежние трудности, НАТО не только выжило, но и расширилось и преуспевает.

- Представители стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в последнее время все чаще говорят о желательности сотрудничества с НАТО. Насколько реальной Вам кажется перспектива сотрудничества в формате НАТО-ОДКБ?

- В сентябре представитель ОДКБ рассказал в СЕАП о различных аспектах деятельности организации. Но поскольку каждый из членов ОДКБ является и членом СЕАП, трудно сказать - какую ценность будет иметь создание новых связующих звеньев с этой организацией.

Выбор редактора