Восхождение «Арарат-73»: игра 24-я - Mediamax.am

exclusive
25089 просмотров

Восхождение «Арарат-73»: игра 24-я

16 сентября. Тур XXIV. Принимаем «Спартак».

Фото: Из архива Аркадия Андреасяна

Фото: Из архива Аркадия Андреасяна

Фото: eduardmarkarov.com

Фото: eduardmarkarov.com


Специальный проект Медиамакс «Восхождение Арарат-73» рассказывает о победе ереванского «Арарата» в Чемпионате СССР 1973 года. Подробнее о проекте читайте здесь.

 

«Арарат» – «Спартак» (Москва). 3:1 (2:1).

 

Ереван. Стадион «Раздан». 16 сентября. 48 000 зрителей.

 

«Арарат»: А.Абрамян, Мартиросян, Саркисян, Коваленко, Месропян (А.Арутюнян, 85), Андреасян, Бондаренко (Погосов, 75), Иштоян, Н.Петросян, Заназанян (к), Н.Казарян.

 

Голы: 1:0 Андреасян (Месропян, 5), 1:1 Редин (37), 2:1 Иштоян (Н.Петросян, 43), 3:1 Заназанян (Н.Петросян, 50).

 

Предупреждение: Мартиросян, Н.Петросян.

 

Арсен Какосян

 

16 сентября. Тур XXIV.  Принимаем «Спартак».

 

КАК СДЕЛАТЬ ТРИ  ВДОХА?

 

Трибуны стадиона «Раздан» встречали сегодня спартаковцев восторженными приветствиями. Симпатии ереванцев к этому клубу старые и традиционные. Причина не  только в том, что здесь в разные годы выступали Симонян, Овивян, Амбарцумян. Импонировала манера игры команды - вдохновенная, романтичная, зрелищная, - высокая техника, особенно в те годы, когда на вооружении остальных коллективов были лишь сила и скорость... В общем, мы всегда болели за «Спартак», радовались, когда он становился чемпионом, обладателем Кубка, огорчались его неудачам...

 

Сегодняшняя встреча имела решающее значение. В случае успеха (а в нем, между прочим, мало кто сомневался) «Арарат», сдавший временно полномочия лидера Киеву, должен был вернуть сегодня их себе.

 

Фото: eduardmarkarov.com.

 

Вспоминает Николай Казарян

 

Должен отметить, что чемпионат 1973 года был особенным в том плане, что все команды были равны. Игроки должны были обладать волевыми качествами, чтобы выдержать этот темп. Оказавшись на первом месте, мы доказали, что мы на высоте и у нас есть все необходимые качества, чтобы удержаться на нем, в том числе чувство огромной ответственности и профессионального долга.

 

Последние туры чемпионата для нас, как для лидеров, были самыми ответственными и сложными. Мы знали, что можем стать чемпионами, и это не будет случайностью. В команде царил дух коллективизма, все было обусловлено успехами команды, а не отдельных игроков.

 

«Арарат» был своеобразной командой. Это говорили не только мы, все были в этом убеждены – и русские, и украинцы, и грузины, и представители других наций. А все наши соперники восхищались нашей игрой. Когда в 1971 мы разгромили тбилисское «Динамо» со счетом 4:0, их ведущий игрок Муртаз Хурцилава зашел после игры в нашу раздевалку, и нам всем показалось, что он вошел сводить счеты. Но вместо этого он сказал: «Ребята, вы станете чемпионами и обладателями Кубка, и тогда вспомните, что первым об этом вам сказал Муртаз Хурцилава».

 

Фото: из архива Аркадия Андреасяна.

 

Спартаковцы прекрасно понимали настроение араратовцев и потому с первых же минут сами устремились в атаку. И были наказаны за такую безоглядность. Уже нa пятой минуте Андреасян забил гол с великолепной навесной подачи Месропяна. Игра приняла еще более открытый характер. Зрители предвкушали настоящий футбольный спектакль. Но тут-то и произошло зрелище, именуемое «антифутболом» и порядком потрепавшее нервы и игрокам, и тренерам, и судьям, а особенно болельщикам.

 

Папаев и Андреасян затеяли в центре поля ссору. Судья Ю. Сергиенко не остановил игру, но побежал в сторону распетушившихся «дуэлянтов» и пытался разнять их по методу хоккейных арбитров. Араратовцы же увидев, что судья устремился не в ту сторону, где шла игра и где находился мяч, остановились, решив, что наступила пауза. А в это время Редин прорвался не флангу и вкатил мяч в ворота Абрамяна.

 

Чувство несправедливости оказалось настолько сильным, что ереванцы потеряли над собой контроль. Вдобавок ко всему растерявшийся вконец Сергиенко подливал масло в огонь. Он то засчитывал гол, то не засчитывал его под напором спартаковцев.

 

Ну, как тут сохранить самообладание? У психологов есть одна рекомендация: «Когда вы чувствуете, что готовы взорваться, сделайте три спокойных вдоха и выдоха. Это замечательное средство. Оно дает человеку возможность моментально овладеть своими нервами Ритмичное дыхание физиологически как бы приводит в порядок вышедший из-под контроля организм».

 

Вспоминает Оганес Заназанян (из книги Д.Смирнова и А.Зинин «Тайны советского футбола»)

 

В сентябре к нам приехал «Спартак». Никита Павлович – насквозь спартаковец, Старостин ему как отец. Как же он переживал, что выведет команду против своего родного клуба! Но перед матчем нам на установке сказал:

 

– Ребята, очень вас прошу, выйдите, сыграйте достойно.

 

Мы уже на пятой минуте счет открыли, а где – то через полчаса игры спартаковцы сравнивают счет. Да как! В центре поля Папаев и Андреасян столкнулись и начали выяснять отношения, но судья Сергиенко игру не остановил, показал – продолжайте. И тут с трибуны кто – то свистнул. Мы все встали, а Редин мяч подхватил и забил гол.

 

Судья сначала его засчитал, потом с боковым посоветовался – отменил. На него сперва мы насели: как же так, свисток был. Потом спартаковцы: засчитал же гол! Свалка на поле – команда на команду. Бедный Никита Павлович выбежал, на него смотреть больно. Такой позор перед родным клубом!

 

Минут десять разбирались, вроде все утихомирилось. Гол все – таки засчитали. Доиграли тайм, Левон Иштоян даже гол забил.

 

В перерыве Симонян мне как капитану говорит:

 

– Оганес, пожалуйста, чтобы все было на высшем уровне. Играйте нормально, не заводитесь.

 

– Все сделаем, Никита Павлович, – отвечаю.

 

Тут меня вызывают в коридор, там стоит судья.

 

– Ребята, – говорит, – отдайте эмблему.

 

Оказывается, наши игроки, пока Сергиенко осаждали, оторвали с его формы эмблему арбитра. Доказывали рефери, что он с таким судейством не имеет права носить ее.

 

Захожу в раздевалку:

 

– Кто у судьи эмблему оторвал?

 

Никто не признается, не хотят отдавать в отместку за несправедливый гол. Смотрю на них и понимаю, что эмблема ведь крепко пришита, ее просто так не отдерешь. Нужны очень сильные руки. А у кого из футболистов сильные руки? У вратаря! Подхожу к Абрамяну:

 

– Алеша, отдай эмблему, не позорь Ереван!

 

Он неохотно откуда-то вытаскивает, отдает мне. Я ее Сергиенко вернул, и матч мы нормально доиграли, я даже гол забил.

 

Аркадий Андреасян и Оганес Заназанян.

Фото: из архива Аркадия Андреасяна.

 

Рекомендация, возможно, научная, но она мало подходит  футболистам.  Попробуйте   спокойно вдохнуть и выдохнуть при быстром беге, при большой физической нагрузке.

 

Араратовцы применили собственную «медицину». Они решили «наказать» несправедливость немедленным голом. И такую завертели карусель в штрафной площадке «Спартака», что там по-настоящему стало жарко. Иштояна прямо-таки   невозможно было узнать в эти минуты. Чувствовалось, что он не успокоится, пока не забьет гол. И точно - забил. На предпоследней минуте. Второй тайм прошел так, будто обе команды решили извиниться перед переполненными трибунами. Корректная  игра, хитроумные комбинации каскад головокружительных финтов,  дриблинг, игра в стенку - словом, был налицо весь арсенал технических и тактических приемов, делающих футбол футболом. И ереванцы разгромили  «Спартак». Третий гол забил Заназанян, но еще трижды могли добиться успеха   Иштоян, Андреасян и Казарян. Москвичи же не имели ни одной «стопроцентной» возможности...

 

Вспоминает Алеша Абрамян

 

Из московских команд играть со «Спартаком» было сложнее всего. Руководители клуба были достаточно авторитетными и влиятельными людьми, поэтому судьи были более осторожны и спорные эпизоды чаще трактовались в их пользу.

 

Помню, в ходе игры Аркадий Андреасян стал выяснять отношения с Виктором Папаевым. Нам показалось, что судья дал свисток и остановил игру, однако футболисты «Спартака» продолжили матч. Игра была остановлена, но они закатили мяч в наши ворота. К удивлению для нас, судья мяч засчитал, но это нас не сломило. До конца первого тайма Иштоян поразил ворота соперника, и еще один мяч мы провели во втором тайме.

 

Мы были очень разозлены этим решением арбитра и стали очень эмоционально с ним спорить. После перепалки эмблема судьи осталась у меня в руках. В перерыве он подошел к нашему капитану и потребовал вернуть эмблему. Помню, что Заназанян сразу же подошел ко мне, потому что их всех игроков только у меня был карман на майке.

 

Какое-то время я работал в качестве судьи. Это очень сложная работа. Тогда команды пытались подкупить меня, но я был футболистом, и очень хорошо знаю, какие последствия может иметь для игрока несправедливое решение арбитра. По этой причине я и оставил судейство.

 

Алеша Абрамян.

Фото: Photolure:

 

Болельщик... болельщик... Чего только не натерпелся ты сегодня! Подсчитано, что за одну обычную игру ты, сидя на трибунах, теряешь в весе один килограмм. Уверен, что сегодняшние твои потери достигли трех килограммов, если не больше. Ничего, восполнится, ведь ты же любишь свою команду, любишь нежно и мужественно. К тому же иногда бывает, ведь, хуже...

 

Все материалы проекта читайте здесь.

 

Над проектом работали: Арам Макарян, Мариам Маноян, Арам Араратян, Ара Тадевосян.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора