Накануне предстоящих 6 мая выборов Национального Собрания Армении пятого созыва, Медиамакс запускает спецпроект «Выборы в Национальное Собрание: v1.0-v4.0». Целью проекта является представить наиболее интересные факты и события выборов 1995, 1999, 2003 и 2007 гг.
Думаем, подобная ретроспектива будет полезной как для наших читателей, так и для непосредственных участников предстоящих выборов.
Выборы в Национальное Собрание первого созыва Армении состоялись 5 июля 1995 года. Избиралось 190 депутатов (150 по мажоритарной и 40 - по пропорциональной избирательной системе). В тот же день проводился референдум по принятию новой Конституции Армении, которая значительно укрепляла президентскую власть.
В выборах приняли участие около тысячи кандидатов и 13 партий. 6 партий выступили в составе объединения «Республика», которое возглавила правящая партия - Армянское общенациональное движение (АОД). В состав блока вошли также Партия Рамкавар-Азатакан Армении, Социал-демократическая партия Гнчакян, Христианско-Демократический Союз Армении, Интеллектуальная Армения и Республиканская партия Армении.
Установленный законом пятипроцентный барьер преодолели 5 партий: объединение «Республика» - 50% (20 депутатов), «Шамирам» - 20% (8 депутатов), Компартия Армении – 15% (6 депутатов), Национально-Демократический Союз - 7,5% (3 депутата), «Объединение Национальное Самоопределение» - 7,5 % (3 депутата).
Крупнейшей фракцией стала «Республика» - 117 депутатов. В Национальном Собрании была также образована депутатская группа «Реформы» (31 депутат). 21 депутат не вошел в состав какой-либо фракции или депутатской группы.
Впоследствии была сформирована депутатская группа «Еркрапа» (17 депутатов).
Председателем Национального Собрания первого созыва был избран Бабкен Араркцян.
Скандалы
Тер-Петросян vs Дашнакцутюн
За полгода до выборов указом президента Армении Левона Тер-Петросяна была запрещена деятельность партии Дашнакцутюн. Она была обвинена в убийстве бывшего мэра Еревана, одного из лидеров АОД Амбарцума Галстяна и наличии в ее составе террористической организации «Дро». В тюрьму были отправлены Ваган Оганесян и Армен Рустамян, обвинения против которых впоследствии не подтвердились. В послании к парламенту 18 мая 1995 года Левон Тер-Петросян обвинил АРФД в актах терроризма и политических убийствах, заявив, что Дашнакцутюн - «не политическая партия, а скорее террористическая и фашистская организация». АРФД отвергла обвинения, заявив, что Тер-Петросян на самом деле просто устранил популярного конкурента перед выборами.
На запрет деятельности АРФД негативно отреагировал ряд международных организаций и государств. В частности, посольство США в Ереване выступило с заявлением, в котором выражалась обеспокоенность в связи с будущим демократических реформ в Армении и отмечалось, что приостановление деятельности крупнейшей оппозиционной партии страны «идет вразрез с установленными принципами демократии и свободы слова». США призвали власти и Дашнакцутюн к диалогу.
Фото: Photolure
«Наш шаг, если смотреть извне, кажется очень антидемократичным: запретить партию, закрыть их газеты, и все это сделано человеком, имеющим имидж демократа. Но хотите верьте, хотите - нет, этим шагом я спасаю демократию в Армении от терроризма, который считаю наибольшей опасностью для всех молодых демократий. Дашнакцутюн - не партия, это террористическая организация»,- таким был ответ Левона Тер-Петросяна в интервью американской The Christian Science Monitor в мае 1995 года.
Левон Зурабян vs Никол Пашинян
Отстоял честь супруги
Московские новости
05.07.1995
Накануне парламентских выборов в Армении была создана женская общественно-политическая организация «Шамирам». Армянские женщины политикой традиционно не занимаются, и, видимо, было решено положить этому конец. Однако женщины в «Шамирам» не простые, а избранные. Среди лидеров организации – жена министра иностранных дел Армении Ваана Папазяна - Анаит Торосян, певица Надежда Саркисян, жена пресс-секретаря президента Армении Левона Зурабяна - Шогер Матевосян. Чрезвычайно бойкой предвыборной кампанией «Шамирам» руководит лично министр внутренних дел Вано Сирадегян. В Ереване даже открылось летнее кафе под названием «Шамирам».
Но в процессе подготовки «Шамирам» к выборам произошел инцидент. Журналист газеты «Лрагир» Никол Пашинян опубликовал довольно ироничное интервью с Шогер Матевосян, вступление к которому заканчивалось следующими строками: «В назначенное время мы уединились с Шогер Матевосян в одной из комнат. Для интервью».
Никол Пашинян
На следующий день в редакции «Лрагир» появился незваный гость - пресс-секретарь президента Армении Левон Зурабян. В кабинете главного редактора ревнивец несколько раз ударил по лицу Никола Пашиняна. Что ж, и такое бывает в предвыборной борьбе».
Сенсация
Главной сенсацией выборов 1995 года стало избрание в парламент партии «Шамирам» - первой в истории Армении женской партии, сформированной Вано Сирадегяном, занимавшим в тот период пост министра внутренних дел.
Партия была создана за несколько месяцев до выборов. В 1999 году «Шамирам» вновь приняла участие в выборах в Национальное Собрание, но не смогла набрать необходимого количества голосов.
Бывший член фракции «Шамирам», певица Надежда Саргсян: «Мы работали день и ночь»
Когда мне было предложено стать членом партии, я не восприняла это с большим энтузиазмом, поскольку понимала, что это большая ответственность, которая будет отнимать много сил и энергии, и у меня не останется времени на творчество.
Конечно, мы знали о проблемах, но не представляли, что их так много. Первоначально я должна была заниматься лишь вопросами культуры, однако мне пришлось взять на себя также и вопросы здравоохранения, образования, условий службы военнослужащих. Очень часто мы отправлялись в различные воинские части с концертами, чтобы доставить немного радости солдатам и ознакомиться с их проблемами.
Конечно, для нас стало неожиданностью, что мы заняли на выборах второе место, но, с другой стороны, это было естественным результатом нашей работы - мы работали день и ночь. Многие называли нас «феминистками», но мы всегда выступали за наличие сильных мужчин и поднятие их духа. Нами было сделано действительно очень много - я никогда не афишировала это и сейчас не хочу этого делать.
Про меня в газетах писали все что угодно, называли меня «безнравственной». Одна из газет дважды «подарила» мне кинотеатр «Наири». В первый раз она написала о том, что Вано Сирадегян подарил мне «Наири» на 8 марта, а спустя несколько месяцев СМИ написали, что Сирадегян подарил мне этот кинотеатр на день рождения.
«Шамирам» поддерживали многие, в том числе - Вазген Саргсян, но, да, больше всего нам помогал именно Вано Сирадегян. С его помощью мы смогли решить большое количество проблем.
Армянская пресса о выборах
Еженедельное обозрение «Эпоха» в номере от 14 июля 1995 года так комментировало итоги выборов:
«Лишь к 10 июля непонятное оцепенение лидеров оппозиции сменилось бурным негодованием по поводу оглашенных ЦИК цифр и обвинениями в адрес властей в беспрецедентных фальсификациях, применении грубой силы…]
[…Как стало известно, в оппозиционных кругах всерьез обсуждается необходимость бойкота нового парламента, поскольку предварительные подсчеты показывают, что оппозиционные партии займут в Национальном собрании лишь 20 мест. В случае достижения согласия предполагается, что все они демонстративно сдадут свои депутатские мандаты в знак протеста против фальсификаций. Однако вероятность такого демарша представляется маловероятной из-за позиции лидера национал-демократов, бывшего премьер-министра и министра обороны Вазгена Манукяна. Вместе с тем, бесперспективность работы в подобном парламенте, полностью контролируемом властями, очевидна. Уже сегодня можно констатировать, что итоги выборов и референдума по проекту Конституции едва ли будут способствовать достижению общественного согласия в стране и уже ни в коем случае не станут залогом нормального развития политических институтов Армении».
Зарубежная пресса о выборах
Газета «Коммерсантъ» 8 июля 1995 года в статье ««Республика» в окружении «Семирамиды»» писала:
«Предварительные итоги выборов в Армении опровергли сделанные накануне прогнозы: блок «Республика», возглавляемый правящей партией АОД, которому сулили менее 30% голосов, намного превысил этот уровень. А вот «серебряный медалист» выборов поверг в изумление как Центризбирком, так и международных наблюдателей – им стала женская партия «Шамирам» («Семирамида»). Третьей в списке стала Компартия Армении. Оппозиция же, бесславно провалившая предвыборную кампанию, замыкает список».
Ряд западных изданий дали критическую оценку прошедшим выборам. В частности, The Wall Street Journal Europe так озаглавила статью, посвященную армянским выборам - «Демократия не принимается в холодную погоду в Армении» (Democracy Gets Left Out in the Cold in Armenia), Los Angeles Times - «Правители Армении выигрывают спорные выборы» (Armenia's Rulers Winning Disputed Vote), а британская Daily Telegraph - «Выборы проложили путь к армянской диктатуре» (Elections Pave the Way for Armenian Dictatorship).
Редактор онлайн версии газеты “Аравот” Анна Исраелян: “Выборы 1995 года казались потрясением”
О Дашнакцутюн
Несправедливость парламентских выборов 1995 года была предрешена, так как власти воспрепятствовали участию в них одной из самых массовых политических сил - Дашнакцутюн.
О событиях на Театральной площади
Яркое воспоминание связано у меня с митингом представителей Союза добровольцев “Еркрапа” 21 июня 1995 года на площади Свободы. Он был примечателен тем, что, пожалуй, впервые, присутствие силового фактора в армянской политике стало настолько заметным. В дальнейшем оно лишь укреплялось. “Еркрапа” стали политическим фактором, который пытались с переменным успехом использовать власти и оппозиция.
О феномене «Шамирам»
Партия «Шамирам» в каком-то смысле стала первопроходцем. В дальнейшем мы не раз становились свидетелями «синдрома» партий-проектов, внезапно возникающих на старте предвыборной кампании, использующих административный ресурс.
Конечно, было очевидно, что это проект Вано Сирадегяна, претворенный в жизнь со значительным использованием административного ресурса и силовых рычагов. Однако, хотела бы отметить положительный момент, связанный с «Шамирам»: их присутствие в парламенте зачастую было сдерживающим фактором. Например, 26 сентября 1996 года, когда депутаты от правящей партии набросились с кулаками на оппозиционных коллег, именно «шамирамовские» женщины встали между ними. Есть немало иных примеров того, как они пытались успокоить кипящие мужские страсти.
О вице-спикере Ара Саакяне
У НДС и ОНС в парламент прошли по 3 депутата. Столько же парламентариев было у семьи Самвела Геворгяна – три его брата были депутатами. У меня до сих пор перед глазами сцена, как вице-спикер Ара Саакян бросил с трибуны Национального Собрания (не помню, в адрес НДС или ОДС): «Партия, имеющая столько же депутатов, сколько семья Геворгян».
Выборы 1995 стали первым звеном в цепи
В целом, после выборов 1991 года ни одни выборы в Армении не удостаивались положительной оценки, со временем применялись все более изощренные и аморальные методы. Может быть, на этом фоне мои воспоминания о выборах 1995 года немного сгладились. То, что произошло в 1995 году, казалось тогда потрясением. Все последующие выборы были намного хуже, но выборы 1995 года стали первым звеном в цепи «плохих» выборов.
Наблюдатели и их оценки
За выборами следили порядка 185 иностранных наблюдателей из Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Совета Европы, Европейского Парламента, СНГ, а также совместная миссия ОБСЕ и ЕС.
Согласно отчету ОБСЕ, парламентские выборы в Армении показали некоторые обнадеживающие признаки в плане демократического развития. «Тем не менее, существует целый ряд негативных моментов. Одна политическая партия была исключена до выборов, состав избирательных комиссий был несбалансированным. Закон о выборах применялся избирательно и непоследовательно. Положение о тайне голосования не всегда четко соблюдалось. Более того, ни одно из судебных дел против ЦИК не было рассмотрено до выборов. Тем не менее, сам процесс голосования прошел гладко», - говорилось в заключении.
Множество замечаний касалось именно деятельности ЦИК, отмечалось, что «ЦИК политический, но не независимый орган. «Для улучшения избирательных процессов рекомендуется, чтобы процесс подсчета голосов был более прозрачным. Будущие законы о выборах должны запрещать присутствие полиции или военных на избирательных участках», - отмечалось в докладе ОБСЕ. Примечательно, что многие другие наблюдатели назвали доклад ОБСЕ «слишком мягким».
В то же время, согласно отчету Международного фонда избирательных систем (International Foundation for Electoral Systems (IFES)), местные и международные наблюдатели зафиксировали следующие проблемы: временные прекращения деятельности СМИ, запугивание журналистов, несоответствия в регистрации участников голосования, запрет деятельности Дашнакцутюн, отсутствие своевременного и справедливого рассмотрения судебных дел, нарушения процедуры голосования в воинских частях и больницах, необычно высокое число бюллетеней, признанных недействительными из-за плохого дизайна или низкого уровня работников участка и самих голосующих.
Впоследствии возникла обобщенная формула оценки международных наблюдателей: выборы были «свободными, но несправедливыми» (free but not fair).
Заключение
Национальное Собрание Армении первого созыва начало свою работу 27 июля 1995 года и завершило 9 июня 1999 года. В начале февраля 1998 года в Армении образовался кризис власти. 3 февраля 1998 года президент Левон Тер-Петросян подал в отставку, после чего последовала отставка руководства Национального Собрания и массовый отток депутатов из фракции «Республика».
Председателем Национального Собрания был избран Хосров Арутюнян.
О выборах 1999 года читайте на нашем сайте в следующий четверг, 12-го апреля.
Арам Араратян
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.