Прошел месяц после трагедии в Гюмри. За это время чаще всего звучал вопрос: будет ли выдан подозреваемый правоохранительным органам Армении? Были и другие вопросы: о способе убийства, мотивах, деталях. Затем последовали главным образом предупреждения и советы армянам - не политизировать случившееся, не переносить в плоскость армяно-российских отношений. К сожалению, авторы этих призывов так и не объяснили, а что произойдет, если рассмотреть вопросы именно в этом контексте? Подозреваемый в убийстве не был случайным гражданином Российской Федерации, который приехал в Армению для туризма или бизнеса - он был солдатом, служившим в Гюмри в рамках армяно-российского договора.
Российская военная база в Гюмри долгие годы позиционировалась как гарантия безопасности Армении. Отложим в сторону немаловажный вопрос о том, как отражаются подобные преступления на представления армян о безопасности. Как после 12 января, так и после других преступлений, происходивших ранее в Гюмри с участием служащих военной базы (получивших резонанс или оставшихся в тени), не было ответов на два вопроса: какие выводы были сделаны, и были ли они сделаны вообще? Какие шаги предприняло командование базы для изменения поведения военнослужащих, соблюдения дисциплинарных правил и обеспечения безопасности? Как оборонное ведомство Армении относится к возникшим проблемам, насколько последовательно эти проблемы поднимаются и обсуждаются с российской стороной и т. д?
Эти вопросы можно продолжить, и они вполне умещаются в плоскости армяно-российских отношений. Если Армения не станет предпринимать последовательных действий, российская сторона будет руководствоваться исключительно собственными представлениями и приоритетами, принимать меры или полумеры, необязательно заметные для общества.
18-часовой кризис, последовавший за массовым убийством, и дальнейшие действия показали, что хотя деятельность военной базы и защита армяно-турецкой границы регулируются межгосударственным договором, существуют различные толкования данного договора.
Армения должна помочь, чтобы произошедшее отрезвило российскую сторону. Гюмрийская база - не отдаленный уголок, затерянный где-то на Кавказе, сулящий служащим высокую зарплату. Для России она имеет большое стратегическое значение. Но имеют ли прибывающие сюда на службу солдаты и офицеры достаточное представление о своей миссии? Знакомы ли они с историей армяно-российских отношений и их нынешним состоянием? Знают ли о проблемах и вызовах региона? Какие сведения они получают перед приездом в Армению и в течение службы? Это тоже вопросы, относящиеся к армяно-российским отношениям, которые нужно поднимать, искать решения и двигаться вперед.
Следует ответственно подходить к стратегическому характеру армяно-российских отношений, а не прятаться за ними и подстраивать под них любые шаги.
Ваграм Тер-Матевосян - старший научный сотрудник Института востоковедения НАН Армении.
Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.