Читая размышления людей в социальных сетях, я заметил удивительную вещь. Я наивно полагал, что за 20 лет жизни при нашем условном капитализме мы стали хотя бы в общих чертах понимать, как устроено общество вокруг нас. Но выясняется, что, к сожалению, это не так. Особенно это проявилось в ходе украинских событий, по реакции людей на происходящее.
Поэтому я решил посвятить эту колонку рассказу о том, как же устроено современное общество.
Существует иллюзия, что развитые общества (США, Европа) устроены совсем по-другому, чем Армения или, скажем, Россия. На самом деле, все очень похоже, разница только в наличии и в качестве определенных общественных механизмов и институтов.
Во всех обществах, где основой экономики служит рынок, рано или поздно формируются следующие категории людей.
1. «Элита». Это люди, которые ввиду своего финансового или общественного положения имеют существенное влияние на общество. Но здесь важно не поддаваться обману. Люди, которые являются публичными фигурами, политики, писатели, известные личности очень часто не являются собственно элитой, а просто работают на элиту. В развитых обществах элита не очень публична, ей не хочется демонстративно проявлять себя в связи с теми или иными событиями. Все важнейшие обсуждения происходят за стенами закрытых клубов, во время частных ужинов, куда приглашают только избранных гостей. Элита состоит из двух существенно различных групп людей, условно назовем их «финансовая элита» и «национальная элита». В здоровом обществе элита всегда уравновешена: в ней представлены интересы как капитала, так и общества. Капитал, понятное дело, представляет финансовая элита, люди с деньгами. Национальная элита представлена через людей, обладающих авторитетом, преданных своей нации и готовых служить ей ценой жизни. Очень часто в национальную элиту попадают военные, особенно после недавних войн. Такого рода люди нужны финансовой элите как консолидирующий фактор, как способ сосуществовать в мире с обществом, за счет которого финансовая элита и обеспечивает свое благополучие. Они несут в себе национальную идею. Они обеспечивают мир и согласие в обществе.
Одна часть элиты при этом зорко следит за другой. Финансовая элита, будучи прагматичной и трезвой, следит за тем, чтобы в национальной элите не проявлялись перекосы в сторону популизма, национализма, не рождались идеи, несущие опасность для стабильности общества. С другой стороны, национальная элита контролирует, чтобы капитал не наносил вреда обществу, не действовал в интересах врагов, улаживает конфликты между разными группами и балансирует их интересы. Взаимное влияние возможно, потому что одна часть элиты остро нуждается в другой, и все ощущают себя плывущими в одной лодке.
В нездоровом обществе начинаются перекосы. Иногда побеждает финансовый цинизм, интересы нации игнорируются, национальная элита оказывается униженной или уничтоженной, а интересы капитала носят наднациональный характер. В других случаях, когда берет верх национальная элита, обычно начинается стагнация экономики, нужды которой игнорируются. Ослабление финансовой элиты с ее прагматичным мышлением открывает путь наверх множеству пустозвонов и популистов. Чрезмерное фокусирование на идеях и их столкновение вне связи с реальными интересами общества порождает расколы в элите, которые разрушают нацию. Тотальная убежденность национальной элиты в том, что только она понимает, что нужно обществу, вкупе с игнорированием интересов основных экономических сил приводит к конфликтам и даже революциям, заканчивающимся сменой элит, в которой верх обычно берет финансовая элита, поскольку национальная элита себя дискредитировала. И наступает эпоха того самого цинизма, о котором мы говорили чуть выше. Если ситуацию не сбалансировать, она будет вечным маятником, когда две части элиты вместо поиска согласия находятся в постоянной борьбе и все время опасно раскачивают лодку. В таком обществе не будет ни процветания, ни развития.
2. «Власть». Власть служит элите, либо является ее частью. В прежние времена элита всегда брала власть в свои руки, и тогда возникала диктатура. Диктаторы называли себя по-разному: вождь, король, император, султан и т.д. Сейчас элите не до управления страной - это грязная и нервная работа, и элита «аутсорсит» эту функцию власти. По логике этого процесса, власть не должна идти против интересов элиты, так как будет уволена и заменена на другую. Власть это знает, но регулярно происходят бунты, когда люди, получившие власть, пытаются заменить собой элиту, устраивая «дворцовые перевороты». Тогда начинаются конфликты, которые могут заканчиваться по-разному. Чтобы эти конфликты не возникали, элите выгодно иметь какой-то простой и формальный механизм смены людей у власти. В западных странах для этого придумана «демократия». В Китае организована планомерная смена элит. В России необходимости в таком инструменте нет, так как страной по сути управляет сама элита: она не доверяет власть никому.
3. «Граждане». Это люди, которые не доверяют власти и не любят ее, считают ее мерзкой и циничной. Они считают своей целью борьбу с властью за свои права. Элита опасается непосредственного столкновения с этими людьми, поэтому в «гражданских обществах», где граждан много, элита не находится у власти. Граждане могут настроить народ против кого угодно, а так как деяния власти видны всем, то люди у власти - самые главные кандидаты на атаку со стороны граждан. Граждане часто наивны, судят поверхностно, не понимают глубинных процессов и не знают интересов всех сторон, влияющих на общество, поэтому не видят истинных причин тех или иных событий. Также они почти всегда уверены, что демократия – это реальный инструмент управления властью (интересно, с чего бы тогда власть поддерживала демократию?) и отстаивания своих интересов, что является чистой воды иллюзией. Власть ненавидит граждан и уничтожила бы их в любой момент, но вынуждена их терпеть, потому что, как это ни парадоксально, граждане нужны элите. Финансовая часть элиты обычно нуждается в людях с активной жизненной позицией, способных стать двигателями экономики. Национальная часть элиты воспринимает граждан как потенциальных членов элиты: при определенных заслугах перед обществом и обладая неординарным умом и личными качествами, гражданин имеет все шансы оказаться в кругу элиты. Именно элита защищает граждан от посягательств власти. Но для стабильности общества и поддержания своего влияния в нем элите нужны управляемые граждане. В развитых обществах элита построила эффективные инструменты манипулирования гражданами. Основным инструментом манипуляции являются «свободные СМИ», щедро финансируемые элитой. Не доверяя власти, граждане нуждаются в альтернативных источниках информации. Элита поддерживает такие источники, создавая иллюзию их независимости, чтобы управлять мнениями граждан. Граждане нужны элите для того, чтобы через нее контролировать власть, чтобы та не вышла из берегов и не попыталась учинить смену элит. Если местные элиты бездарны и неспособны наладить общение с гражданами, последние оказываются во власти внешних элит, которые могут манипулировать ими в своих интересах, часто направляя их против собственного общества.
4. «Народ». Народ в обычных условиях лоялен власти. Власть «любит» народ за это, точнее – терпит. Власть предпочла бы иметь тупой народ, наподобие муравьев, которые молча будут делать свою работу, все снесут и готовы на любые лишения. Во время революций и прочих общественных катаклизмов граждане поднимают народ на борьбу с властью, и в такие моменты элита пытается сохранить свое положение, направляя энергию восставшего народа на власть и отдавая власть народу на растерзание. При удачном для элиты стечении обстоятельств, снеся с трона власть, народ успокаивается и расходится по домам. Элита понемногу приходит в себя и ставит во власть других людей, создавая иллюзию перемен, и жизнь продолжает идти своим чередом. В эпоху больших перемен формируются конкурирующие элиты, и тогда народные волнения используются для достижения контроля над обществом, смены элит. В некоторых случаях вопрос решается революцией, иногда случаются гражданские войны. Обычно побеждает та элита, у которой больше экономической мощи, но бывают и исключения. В любом случае проигравшим всегда оказывается народ – он пушечное мясо в этой борьбе. Иногда смена элит происходит безболезненно: по мере развития технологий и образа жизни людей на смену одним экономическим лидерам приходят другие, и происходит ротация элит.
Любое современное общество состоит из этих основных «ингридиентов», но ввиду исторических или культурных особенностей различные общества могут иметь свои особенности в деталях. Например, элита может быть многоуровневой, как в Индии, где издревле существует кастовая система. Народ тоже может быть неоднородным и включать различные структурные образования в виде народностей и полярных социальных групп, представленных собственными элитами. Но при некотором обобщении все общества вписываются в эту схему.
Эта схема удобна тем, что по ней можно легко анализировать различные общественные процессы. Также, понимая ее, можно достаточно точно предсказать результат тех или иных политических событий.
В частности, из нее понятно, что если элита довольна властью, то бессмысленно пытаться менять власть, не пытаясь сменить элиту. Элита легко сдаст власть, но следующая власть будет делать все то же самое, разве что слегка сменит фасад. Также достаточно опасно делать ставку на национальную элиту без учета интересов финансовой элиты, так как это приводит к разрушающим экономические основы общества диктатурам. Опасно ставить финансовую элиту в ситуацию противоречия с национальными интересами, так как тогда она становится наднациональной и может действовать против нации, обрекая страну на развал и самоуничтожение. Именно этим, кстати, опасна глобализация. Также опасно подталкивать граждан к чрезмерной активности, так как этим не преминут воспользоваться элиты вражеских стран, пытаясь натравить одни группы граждан на другие, а также на собственную власть или даже собственную элиту. Опасно подавлять гражданское общество, так как это приводит к чрезмерному укреплению позиций власти, что может плохо кончиться не только для народа, но и для элиты.
Как видите, такая модель общества достаточно продуктивна. Понятное дело, будучи достаточно общей, она не описывает все общественные процессы. Но она позволяет видеть «с высоты птичьего полета» то, что мы часто не замечаем, находясь в гуще событий.
Арам Пахчанян - соучредитель Образовательного фонда «Айб» и вице-президент компании ABBYY. Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.