Архитектор, урбанист, профессор московского отделения Международной академии архитектуры Андрей Иванов за годы своей профессиональной деятельности подготовил порядка 150 статей по проблемам городского развития, сохранения и ревитализации исторической городской среды. В настоящее время – советник Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Он также являлся редактором градостроительного раздела журнала «Архитектурный вестник» (www.archvestnik.ru).
На протяжении двух последних лет Андрей Иванов изучает архитектуру Еревана. С его статьями о Ереване можно ознакомиться по ссылкам:
http://archi.ru/agency/news_current.html?nid=37058
http://archi.ru/agency/news_current.html?nid=37059
http://archi.ru/agency/news_current.html?nid=42543
В ходе последнего визита в Армению российский архитектор побеседовал с корреспондентом Медиамакс на тему сохранения культурного наследия Еревана.
- С чего начался ваш интерес к Армении, к архитектуре Еревана?
- Впервые я посетил Армению в 1984 году, но внимательнее стал изучать армянскую архитектуру в течение последних 2 лет. Поскольку в Армении особое отношение к гостям, меня возили по разным красивым местам. Но мне нравится сам город: я люблю гулять, разбираться, как устроены города. И это все сильнее и сильнее затянуло меня.
- У вас есть любимое место в Ереване?
- Да, но любимые места меняются. Я очень люблю парк Детской железной дороги: осень, почти нет людей, старые вагоны… Место любопытное. С точки зрения архитектуры мне очень нравится улица Пушкина.
Мне нравится Ереван конца 19-го - начала 20-го века, которого остается все меньше и меньше. Например, дом Африкянов с каждым моим приездом выглядит хуже и хуже.
Самый мощный слой в Ереване - это 30-50-ые годы XX века. Период начала 19-го - конца 20-го века убывает. С огромным трудом можно найти что-то от 18-го века. Дальше – полный провал: что было до этого, где эта почти 2800-летняя история? Но в целом Ереван – это настоящая находка.
- И что стало для Вас находкой?
- Например, в первый же вечер меня повели на Северный проспект. О нем я даже не слышал - в России мы редко узнаем о том, что происходит в архитектуре постсоветских стран. Увиденное было для меня шоком, это был вызов: надо было разобраться - хорошо это или плохо, что это значит, как появилось.
Второе место - Конд (мое любимое). На днях я нашел там интересный дом, один из самых старых. Сохранилась старая дверь, кованый козырек с фигурными кронштейнами. К сожалению, все взаимосвязано: если строится Северный проспект, значит, Конд приходит в упадок.
- Что Вы думаете о продаже здания МИД Армении и планах устроить там отель?
- Памятник - это не только фасад, но и внутренние помещения: старые интерьеры, двери, окна - это тоже ценность. В Москве есть плохие примеры – гостиница «Москва», «Детский мир». В «Детском мире» фактически оставили лишь внешние стены. Это варварство. Боюсь, то же самое будет со зданием МИД в Ереване. Без радикальных переделок невозможно сделать хорошую гостиницу. Памятник будет на 90% утрачен и перестанет быть подлинным зданием - это факт. Интересы бизнеса полностью доминируют над другими интересами. А нужно искать баланс…
- Как в целом можно охарактеризовать ситуацию в Ереване с точки зрения архитектуры?
- Ситуация меня не радует: старого становится все меньше, а новое даже не такого качества, какое было в советское время, просто хуже - как с точки зрения архитектуры, так и дизайна. В Советском Союзе именно Ереван был центром архитектуры. Если в советские годы происходило что-то интересное в архитектуре, это было либо в Прибалтике, либо в Армении. К сожалению, сейчас я не вижу продолжения этих традиций. Новые здания в большинстве своем уродуют Ереван, они безлики, стандартны и никак не привязаны к месту, где построены.
- Подобные тенденции наблюдаются на всем постсоветском пространстве?
- Да, к сожалению. Кроме Прибалтики - там такого вандализма нет. В Москве, Питере, Киеве идут похожие процессы. Если дело касается больших инвестиций, историей пренебрегают. Застройщики не понимают, что старые дома несут в себе огромную ценность, чем они старее, тем выше их стоимость. В основном применяется формула «лучше снести старое и построить новое».
- Можно ли найти компромисс между бизнесом и сохранением наследия?
- Я вижу два пути. Во-первых, людям надо разъяснять историческую ценность старых зданий. В этом плане мне очень нравится ваш проект «Ереван: XX век», который выполняет именно эту миссию. Нужно больше писать, возможно, это повлияет, и люди начнут по-другому относиться к истории. История города – это очень важно.
Второй путь - приучать всех с детства, что старые здания нужно сохранять. Еще, конечно, нужно разработать соответствующие законы и соблюдать их. Следует разработать регламент застройки в городской среде. В Грузии такой регламент уже применяется, но там есть и оборотная сторона: застройщики могут за большие деньги купить право на строительство здания.
С Андреем Ивановым беседовала Элеонора Араратян.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.