В апреле 2015 года, в канун 100-летия Геноцид армян, Guardian предложила своим читателям из Армении и диаспоры рассказать о том, как геноцид повлиял на историю их семей.
На проект, который вела сеть New East network, откликнулось более 500 человек, приславших письма, фотографии и свидетельства, часть которых была представлена на сайте.
Год спустя, накануне 101-й годовщины Геноцида, Медиамакс и Gurdian решили совместно представить некоторые из полученных, не неопубликованных ранее материалов.
Маргарет Манукян
Я наследница выживших во время Геноцида. После многочисленных попыток моему осиротевшему деду вместе с группой других мальчиков наконец удалось пробраться на греческий теплоход и переехать в Канаду. Бабушка прибыла в США вместе со своей сестрой и воссоединилась там с братом. Ее отец был убит в собственном доме, а мать (моя прабабушка) скончалась в пустыне.
Пришедшее с Геноцидом горе оставило неизлечимый след в душе моего отца и обволакивало весь дом. Отец был настолько опустошен, что не мог создать эмоциональную связь со мной и моей сестрой. Наследники людей, переживших
Геноцид, много страдали. Я это чувствую на себе.
Примерно год назад я обнаружила, что у нас хранятся семейные письма, которые мои прабабушка и прадедушка отправляли в США, где жили моя бабушка и ее сестра. Последнее письмо было отправлено в 1915 году. В том же году они были убиты. Эти письма (98 страниц) еще надо перевести, но их содержание объединило меня с группой армян из Диаспоры, вместе с которыми в 2014 году я направилась в историческую Армению.
Мы посетили места, имеющие большое значение для армян, и мне наконец удалось ступить на землю, где некогда жили и были убиты дедушка и сего семья.
Каждый час этого путешествия проходил в приключениях. Мы перемещались из города в город, в поисках тех «сокровищ», которые свидетельствовали о присуствии армян на этой земле. Находя доказательства, я воодушевлялась, но потом все заканчивалось глубоким чувством меланхолии.
«Мы еще здесь», - шептала я. В расщелинах скал и полуразрушенных церковных стенах города дедушки я оставила записки с именами всех его детей, внуков и правнуков, которые стали плодом его отваги и усердия.
«Я помню. Я Маргарет - внучка Карапета».
Фото из архива Маргарет Манукян
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.