«Дай мне покой, Боже»: Василь Стус в армянском переводе - Mediamax.am

exclusive
7970 просмотров

«Дай мне покой, Боже»: Василь Стус в армянском переводе


Снимок личного дела Василя Стуса
Снимок личного дела Василя Стуса

Фото: probapera.org

Внутренняя тюрьма 19-го лагеря Мордовы, где отбывали сроки Василь Стус и Размик Маркосян
Внутренняя тюрьма 19-го лагеря Мордовы, где отбывали сроки Василь Стус и Размик Маркосян

Фото: Из архива Размика Маркосяна

Всиль Стус
Всиль Стус

Фото: ukrinform.ru

Размик Маркосян
Размик Маркосян

Фото: Медиамакс


Вышел в свет первый сборник стихов украинского поэта, диссидента советского периода, национального героя Украины, лауреата государственной премии им. Тараса Шевченко Василя Стуса в армянском переводе.

Инициатором публикации армянского сборника «Дай мне покой, Боже» стал идеологический соратник и тюремный товарищ Василя Стуса - Размик Маркосян. Презентация книги состоится вечером 3 июня в доме-музее Сергея Параджанова.

«Это очень важное событие в плане армяно-украинского культурного диалога. Издание этой книги было одним из важнейших дел моей жизни. Это был мой долг, и я выполнил его. Долгое время я не мог найти для Стуса переводчика, иначе книга была бы издана намного раньше. Наконец, я решил доверить это дело Еразик Григорян и, думаю, не ошибся. Я не представляю кого-то еще, кто принялся бы за эту работу с большей любовью. Я считаю, что одухотворенность моего дорогого друга передана в армянском переводе, а его вхождение в армяноязычную литературу прошло успешно»,- сказал Размик Маркосян в беседе с Медиамакс.

Досье
досье
Досье

Размик Маркосян рассказал Медиамакс, как встретился и подружился с Василем Стусом, а также об отношении писателя к армянам и Армении.
Всиль Стус Всиль Стус

Фото: ukrinform.ru


Первая встреча

Это был 1975 год. Из-за загубленного в лагерях здоровья мы со Стусом оказались в мордовском лагерном госпитале. Я уже привык к окружению выдающихся и в хорошем, и в плохом смысле людей. Там, где я находился, в этом не было недостатка. Но Василь Стус привлек мое внимание с первых же секунд. Он был будто из другого времени. В его лице было что-то значимое, чего болезнь не смогла стереть. Еще я заметил, что боль и пролитая кровь не сломили его. Врачи предлагали ему операцию на желудке, а он отказывался. Говорил, что не доверяет хирургам, потому что КГБ будет диктовать им, что делать с ланцетом. Так, с первой же встречи мне стало понятно, что передо мной неординарная личность.
Размик Маркосян Размик Маркосян

Фото: Медиамакс


Друзья по неволе

Мы оба были не из тех, кто быстро идет на сближение, но друг с другом мы подружились очень быстро. Мы с самого начала как будто были старыми приятелями. Как будто наша дружба не началась, а продолжилась. Мы плавно и естественно перешли к разговору, который как будто когда-то оставили незаконченным, к общему незавершенному делу. Мы вместе были в госпитале, в тюрьме, в карцере, лагере. Стус был бесконечно развитым, умным и мудрым человеком. В нем была внутренняя высокая культура. Мы не могли насытиться общением. Я бесконечно открывал его для себя. Из его слов и переживаний я понимал, каким он был мужем, сыном и отцом.

А чего лишилась украинская литература, литературоведение и переводческое искусство из-за вынужденной нетрудоспособности Стуса, из-за утраченных в тюрьме его рукописей, об этом говорила и будет говорить его родная Украина.

Самым близким и главным для меня качеством Стуса было то, что он был хорошим гражданином и другом. Он жил моими переживаниями, тревогой за мою страну. Помню, как-то у меня сильно болел зуб, я очень страдал. Требовал врача, но мне отказывали. Бросили меня в нечеловеческих муках. Стус поднял большой шум, из-за чего ему пришлось 15 дней провести в карцере.
Внутренняя тюрьма 19-го лагеря Мордовы, где отбывали сроки Василь Стус и Размик Маркосян Внутренняя тюрьма 19-го лагеря Мордовы, где отбывали сроки Василь Стус и Размик Маркосян

Фото: Из архива Размика Маркосяна


Между нами все было взаимно. Я бесконечно счастлив, что участвовал в деле спасения работ Стуса - 50 стихотворений, которые, как и другие, должны были пропасть в тюрьме. Стус и сегодня – мой друг и соратник. Но лучше бы у нас не было счастья знать друг друга. Я имею в виду, лучше бы не было лицемерной политики советской империи, которая угрожала нашим странам, не было тех обстоятельств, из-за которых мы оба оказались там, где самое место преступникам.

«Тени забытых предков» Параджанова и Василь Стус

В 1965 году во время премьеры фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» Василь Стус принял участие в акции протеста против арестов в 60-е.

Параджанов и Стус довольно долго были соратниками. Всем нам известна роль Киева в жизни великого режиссера. Любитель свободы и искусства Василь Стус не мог оставаться вдалеке от гения, живущего с ним в одном городе. С премьеры знаменитого фильма Параджанова и началась общественная деятельность Стуса. Стус, Черновол, Сверстюк, Дзюба и другие видные деятели 60-х использовали кинопоказ, чтобы выступить в защиту 28 арестованных представителей интеллигенции. После премьеры они извинились перед Параджановым за то, что использовали открытый показ его фильма, чтобы поднять национальные вопросы. На это Параджанов им ответил, что это делает честь его фильму. Как известно, сразу после этого инцидента Стуса исключили из аспирантуры. Затем последовали репрессии, а потом и заключение.
Снимок личного дела Василя Стуса Снимок личного дела Василя Стуса

Фото: probapera.org


Об армянах и Армении

В одном из своих писем, адресованных украинской поэтессе, его соратнице Ирине Калинец, Стус писал: «Я влюблен в армян». Он подразумевал стремление нашего народа к свободе, его дух в борьбе со злом. Он мечтал побывать в Армении, увидеть Арарат. Он прекрасно знал, что такое тоска по родному краю, понимал, что борьбу за родину ничто не в силах остановить. Он хорошо понимал и высоко ценил нас – армян.

Что касается Национальной объединенной партии Армении, то она в СССР была единственной действующей нелегальной организацией, и эта наша организованность на пути к распространению идеи независимости восхищала Стуса. Но настал момент, когда партия начала терять позиции и оказалась на грани распада. Тогда Стус внес предложение и объявил себя сочувствующим членом партии, тем самым став основателем идеи ассоциированного членства в ГУЛАГе. Его примеру последовали многие. Отголоски этого дошли до Армении и всех тюрем и лагерей, где находились политзаключенные. Поступок Стуса сыграл большую роль в сохранении Национальной объединенной партии. Это стало знаком преемственности идеи независимости и сплочения борцов за свободу.

С  Размиком Маркосяном беседовала Мари Тарьян




Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.

Выбор редактора