3 принципа, 6 элементов, Мадрид, Казань и «план Лаврова» - Mediamax.am

exclusive
22140 просмотров

3 принципа, 6 элементов, Мадрид, Казань и «план Лаврова»


Эльмар Мамедъяров, Бернар Кушнер, Сергей Лавров, Эдвард Налбандян и Джеймс Стайнберг в Афинах, в декабре 2009 г.
Эльмар Мамедъяров, Бернар Кушнер, Сергей Лавров, Эдвард Налбандян и Джеймс Стайнберг в Афинах, в декабре 2009 г.

Фото: REUTERS


Анонсируя предстоящую 20 июня встречу президента России с президентами Армении и Азербайджана, помощник российского президента Юрий Ушаков сказал, что «мы продолжим свою посредническую миссию на основе принципов, которые были предложены в соответствии с заявлениями президентов России, США и Франции в период с 2009 по 2013 годы». В очередном выпуске рубрики «Объяснение» мы решили рассказать об упомянутых принципах.

 

1. О каких принципах и элементах идет речь?

 

Выступая 14 января 2011 года на пресс-конференции в Ереване, глава МИД Армении Эдвард Налбандян сказал, что существуют три принципа урегулирования:

 

- неприменение силы и угроз применения силы:

- право на самоопределение;

- территориальная целостность.

 

И шесть элементов, представленных сторонам посредниками:

 

1.    Окончательный статус Нагорного Карабаха (НК) должен быть определен путем волеизъявления населения НК, итоги которого будут иметь международную правовую силу;

2.    До определения окончательного статуса НК будет иметь промежуточный статус, признанный международным сообшеством;

3.    Должна быть обеспечена сухопутная связь между Арменией и Нагорным Карабахом;

4.    Возврат всех беженцев и перемещенных лиц после обеспечения международных гарантий безопасности;

5.    Обеспечения международных гарантий безопасности, включая размещение международных миротворцев;

6.    Возврат территорий.

 

При этом Налбандян отмечал, что последний элемент не конкретизирует конкретные территории.

 

В январе того же года глава МИД Армении говорил в интервью телеканалу Russia Today:

 

«Переговоры идут на основе Мадридских предложений, которые были представлены сторонам еще в ноябре 2007 года. Из этих предложений были взяты шесть основных элементов, которые были озвучены в заявлениях президентов Медведева, Обамы и Саркози, принятых по Нагорному Карабаху в Л’Аквиле и в Мускоке, в рамках саммитов Большой Восьмерки».

 

Ожидалось, что стороны должны будут зафиксировать предложенные шесть элементов на встрече президентов Армении, Азербайджана и России в Казани в июне 2011 года, однако этого не произошло. Армянская сторона объявила, что причиной стал отказ Азербайджана.

 

2. Что было до Мадридских предложений?

 

В начале июля 2006 года сопредседатели Минской группы ОБСЕ приняли заявление, в котором раскрыли некоторые детали предложений по урегулированию. В заявлении, в частности, говорилось:

 

«Принципы основаны на передислокации армянских войск с азербайджанских территорий вокруг Нагорного Карабаха со специальными условиями для Кельбаджарского и Лачинского районов (включая коридор между Арменией и Нагорным Карабахом), демилитаризации этих территорий и проведения референдума или голосования для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха, дата и условия проведения которого должны быть определены на дальнейших переговорах».

 

Тогда посредники стремились добиться прогресса на переговорах до встречи «Большой Восьмерки» и многие расценили публикацию этих деталей как попытку оказать давление на стороны.

 

За несколько дней до этого, 26 июня 2006 года, МИД Армении заявил, что президенты Армении и Азербайджана уже согласовали вопрос о проведении в Нагорном Карабахе референдума. В заявлении МИД Армении говорилось, что «разногласия, имеющие место в ходе переговоров, не касаются референдума, этот вопрос уже согласован президентами».

 

«Разногласия касаются последовательности устранения последствий вооруженного конфликта», - говорилось в заявлении.

 

Это заявление МИД Армении фактически подтвердил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, который летом 2006 года сказал в интервью RFE/RL, что «армяне не станут выводить свои войска с контролируемых территорий, не будучи уверенными в том, что получат что-то взамен».

 

«Поможет ли вывод армянских войск снижению напряженности? Конечно, в этом нет никаких сомнений. Поэтому это является центральным элементом в наших ключевых принципах. Однако армяне не будут выводить свои войска лишь из-за того, что мы скажем им: «Это поможет снизить напряженность». Они сделают это, если получат что-то взамен, и наши ключевые принципы касаются именного этого», - говорил американский посредник.

 

3. Что говорили в Азербайджане о референдуме/голосовании в Нагорном Карабахе?

 

В последние годы Азербайджан редко предметно комментирует принципы и элементы урегулирования, в основном делая заявления о том, что территориальная целостность страны не может быть предметом переговоров. Но так было не всегда.

 

Вот отрывок из эксклюзивного интервью главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова Медиамакс, которое состоялось в марте 2011 года:

 

- В начале прошлого года президент Азербайджана заявил, что армянская сторона нарушила достигнутые ранее договоренности, потребовав фиксации даты проведения референдума/голосования относительно статуса Нагорного Карабаха? Не кажется ли Вам, что такой подход, когда каждая из сторон по-своему трактует детали референдума/голосования, и является одним из главных камней преткновения в переговорном процессе? И почему определение и фиксация четких содержательных и временных параметров референдума/голосования не устраивает Баку?

 

- Временные рамки голосования усложнят ситуацию. Необходимо провести огромную подготовительную работу, растопить лёд во взаимоотношениях, восстановить доверие, вернуть население, создать условия для их благополучного взаимного проживания. Нельзя проводить голосование под дулами автоматов и под давлением. Любая спешка в угоду соблюдения временных рамок в таких чувствительных и хрупких вопросах может ещё более усугубить ситуацию и перечеркнуть все усилия по мирному урегулированию.

 

4. Что говорили посредники о принципах и элементах?

 

В феврале 2015 года американский посредник Джеймс Уорлик сказал в интервью Медиамакс:

 

«У нас есть 3 принципа и 6 элементов, которые являются основой для урегулирования. Обе стороны знают об этом это, и именно об этом мы говорим в ходе наших встреч. Мы дали условное название всем этим вопросам – «всеобъемлющее соглашение» или «всеобъемлющие переговоры». Вы можете слышать как Баку делает призывы к всеобъемлющим переговорам, и сопредседатели также используют эту терминологию. Но мы также имеем в виду, что вы не можете выделить какой-то один принцип или элемент».

 

«Примечательно, что стороны, по сути, очень близки. Обе стороны принимают, что основанием для урегулирования конфликта должны выступать 3 принципа и 6 элементов. Конечно, есть детали, вокруг которых мы продолжаем работать, но это то, чего мы хотим достичь. Так что, в реальности, никакого противоречия не существует. Несмотря на некоторую публичную риторику, в которой выделяются отдельные элементы или принципы – это происходит в обеих странах – тем не менее, президенты и руководство обеих стран понимают, что основой урегулирования является этот всеобъемлющий подход».

 

5. Существует ли «план Лаврова»?

 

Информация о так называемом «плане Лаврова» начала муссироваться в конце 2015 – начале 2016 года.

 

Сам глава МИД России Сергей Лавров заявил 26 января 2016 года:

 

«Никакого документа Лаврова не существует. Есть целый ряд документов, их около пяти, которые сопредседатели готовили на разных этапах переговоров, когда шла речь о том, чтобы подготовить в качестве первого шага основные принципы урегулирования, а уже потом на основе этих принципов готовить мирное соглашение, которое имело бы уже юридически обязывающий характер. Различные версии этого документа, который эволюционировал с 2007 года, были депонированы сопредседателями генеральному секретарю ОБСЕ, и вот в таком депонированном качестве находятся в сейфах этой организации. Это единственные бумаги, которые можно назвать документами, учитывая, что не один из них не привел пока к практическому решению всех компонентов нагорно-карабахской ситуации, а работы ведутся на основе принципа «ничто не согласовано, пока все не согласовано»».

 

Скорее всего, то, что получило название «план Лаврова» является очередной модификацией известных шести элементов. Однако следует понимать, что в

сложившейся ситуации даже кажущаяся несущественной модификация может

изменить всю логику предполагаемого урегулирования.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора