50 глобальных армян: Лили Саакян - Mediamax.am

exclusive
28160 просмотров

50 глобальных армян: Лили Саакян

Лили является специалистом по памяти в области когнитивной психологии и известна в научном мире в качестве основателя теории добровольного забытия (the theory of directed forgetting).

Лили Саакян
Лили Саакян

Фото: Из личного архива Лили Саакян

Фото: Из личного архива Лили Саакян

Фото: Из личного архива Лили Саакян


Лили Саакян является известным специалистом в сфере психологии. Она родилась и выросла в Армении, а сегодня преподает и занимается исследовательской деятельностью на психологическом факультете в американском университете Северной Каролины (UNCG). Лили является специалистом по памяти в области когнитивной психологии и известна в научном мире в качестве основателя теории добровольного забытия (the theory of directed forgetting).

 

Лили Саакян училась в школе N62 Еревана. После 7 лет обучения на отлично она самостоятельно перевелась в школу N139 с английским уклоном.

 

Когда началось карабахское движение, у меня возникло сильное желание перейти в армянскую школу. В какой-то мере были опасения, что изменения будут сложными, так как все предметы я проходила на русском языке. К моему удивлению, переход прошел очень легко. Два года спустя я экстерном окончила школу с золотой медалью. Я очень любила физику, геометрию и алгебру. Я также очень любила музыку, даже думала о поступлении в Консерваторию. Однако выбор специальности оказался обусловлен Спитакским землетрясением 1988 года: потребность в психологах была очень большой. Я поступила в Ереванский госуниверситет на факультет психологии, социологии и философии. Там я на отлично проучилась три года и на четвертый год приняла участие в программе по обмену студентов. Я была единственной из ЕГУ, кто выиграл грант на однолетнее обучение в США.

 

После однолетнего блестящего обучения в Слиппери Рок университете в Пенсильвании и получения степени бакалавра, Лили оказывается перед выбором: вернуться в Армению или принять предложение руководства университета и продолжить обучение в магистратуре, при том, что всю сумму за это покрывал университет.

 

Было достаточно одного года изучения психологии в США, чтобы осознать, насколько невелики знания, полученные в течение этого срока, даже если за это время удалось получить степень бакалавра. Я была из страны, где психология была новым направлением, в отличие от фундаментальных наук, в которых хоть и с трудом, но можно было быть конкурентоспособным за рубежом. Передо мной открылась уникальная возможность продолжить образование в магистратуре. Слиппери Рок Университет предоставил мне стипендию, которая полностью покрывала мою учебу. Я предпочла путь расширения знаний. Степень магистра я получила в сфере консультативной психологии. Моя дипломная была посвящена проблемам памяти в стрессовых и тревожных ситуациях. После окончания университета я почувствовала, что мне особенно интересны научные исследования особенностей памяти, и решила посвятить послевузовое обучение более подробному изучению этой области. В 1997 году я поступила в Государственный университет Флориды (Florida State University) и углубилась в когнитивную психологию. В 2002 году я получила степень доктора по этому направлению.

 

Фото: из личного архива Лили Саакян

Научные статьи доктора Лили Саакян публиковались в международных журналах и представлялись на многочисленных международных конференциях в США, Австралии, Франции, Канаде, Испании, Англии и других странах.

 

Я еще не успела получить степень доктора, когда меня пригласили в Испанию для участия в международной конференции по вопросам памяти, которая организуется раз в пять лет. До этого моя теория представлялась на различных конференциях в США. Меня уже знали в качестве специалиста, и моя работа вызвала интерес среди научных кругов. Это было начало научного пути. После получения степени доктора меня пригласили на работу во Флоридский университет в город Гейнсвил. После двух лет преподавания там я перешла на работу в город Тампа в университет Южной Флориды.

 

Научные подходы Лили Саакян основаны на лабораторных исследованиях, и они находят свое применение и в реальной жизни. Ее научно-исследовательские труды посвящены изучению процесса добровольного забытия и запоминания в молодости и пожилом возрасте. В ходе интервью она дала несколько практических советов относительно того, как освоить и запомнить новый материал.

 

Фото: из личного архива Лили Саакян

В основе всех наших действий лежат высшие когнитивные процессы и когнитивные принципы психологии. По какому принципу построить график занятий, чтобы они были максимально результативными как в науке, так и в музыке и спорте? По какому принципу построить преподавание, чтобы учащийся хорошо понял и запомнил материал? Как часто проводить тесты и экзамены в учебном процессе? Последние исследования показывают, что тесты являются не только методом проверки знаний, но и сопутствуют долговременному закреплению этих знаний. Как специалист по памяти, могу посоветовать вместо того, чтобы читать материал многочисленное количество раз, попытаться самостоятельно воспроизвести его. Современные исследования показывают, что в ходе воспроизведения, знание становится намного более устойчивым и закрепляется в памяти. Процесс воспроизводства на самом деле не так прост, в ходе чтения возникает заблуждение, что все усвоено и запомнено, однако в ходе воспроизведения часто приходишь к выводу, что это далеко не так. Кроме того, не стоит продолжительно заниматься одним и тем же предметом, после некоторого времени стоит сделать перерыв, заняться другими делами и только потом вновь вернуться к изучаемому материалу. А одним из методов улучшения памяти является научиться менять контекст (атмосферу). Более продуктивны те занятия, которые происходят в изменяющихся условиях, чем в одной и той же атмосфере.

 

Фото: из личного архива Лили Саакян

Всем известно, что память с течением лет ослабевает. Однако не все аспекты памяти с возрастом меняются. Взрослым людям и особенно тем, кто боится болезни Альцгеймера и старческого слабоумия, важно знать, что конкретно меняется, а что – нет. Изменения, происходящие в мозге с течением лет, неизбежны, однако эти процессы возможно замедлить, ведя активный образ жизни. Сохранению памяти способствуют упражнения мозга, например, кроссворды, требующие постоянных размышлений. В общем и целом, мозг должен рассматриваться как мышца, требующая постоянных тренировок и развития.

Наш герой имеет ряд интересных хобби. Играет на пианино, гитаре и поет. Очень любит плавание.

 

Те два часа, которые я провожу в воде, являются самыми результативными и плодотворными для размышления: меня ничто не отвлекает – ни телефоны, ни электронные письма, ни посторонние разговоры. В это время я могу полностью сосредоточиться на той научной проблеме, которой я занимаюсь в данный момент.

 

Я также очень люблю путешествовать. Если человек не путешествует, он не открывает новые горизонты, не может объективно оценивать свою страну, ее хорошие и плохие стороны, степень ее развития.

 

Лили Саакян говорит, что в первый раз было очень сложно привыкнуть к новой стране. Правда, она нечасто посещает Армению, однако находится в духовной связи с родиной.

 

Мой отъезд совпал с транспортным и энергетическим кризисом в Армении, когда единственной связью с родиной и родными был телефон, который из-за веерных отключений электричества был очень дорогим и редким удовольствием. К этому прибавилось то обстоятельство, что я оказалась в таком городе в Пенсильвании, где не было ни одного армянина. Там мою нацию узнали через меня. Преодолевая все сложности, невольно вспоминала слова завкафедры философии ЕГУ Эдуарда Арутюняна, который, провожая меня, сказал: «Лили, с сегодняшнего дня ты становишься солдатом. Мы провожаем тебя как солдата и надеемся, что ты вернешься генералом».

 

В США я живу уже 18 лет, бываю в Армении нечасто, так как мои родители живут в Москве, однако духовная связь с родиной остается неизменной. Часто заканчиваю тяжелый рабочий день чтением Паруйра Севака или играя произведения Бабаджаняна, Хачатуряна или Комитаса. Я научила своего мужа армянскому языку, чтобы дома был повод говорить на армянском.

 

Фото: из личного архива Лили Саакян

Следующим летом я планирую побывать в Армении. Хотела бы быть полезной стране в деле подготовки кадров по психологии, поделиться с армянскими студентами своими знаниями, приблизить их к международным стандартам. Надеюсь, что ЕГУ отреагирует на это пожелание и окажет содействие реализации моих планов.

 

Считает ли Лили себя «глобальной армянкой»? Отвечая на этот вопрос, она говорит:

 

Не знаю, кого вы подразумеваете под «глобальным армянином». Слово «глобальный» очень разностороннее. Если речь идет о том, имею ли я глобальное призвание в мире, то я могу откровенно ответить - да. Парадокс в том, что меньше всего меня знают именно на родине, если знают вообще. Было нелегко в стране, где психология считается одним из самых развитых направлений в мире, самоутвердиться в науке и привнести что-то свое. Мои работы публиковались и представлялись не только в научных кругах, то есть в журналах и на конференциях, но и были включены в книги по памяти, считающиеся классическими, по которым учится новое поколение  студентов не только в США, но и в других странах, в том числе в Англии. Исходя из этих показателей, я считаю себя «глобальной», и так как по национальности я армянка, то два этих понятия логическим образом взаимосвязаны. Полагаю, что было бы нескромным, если бы кто-то сам назвал себя «глобальным». «Глобальность» не определяется самостоятельно.

 

С Лили Саакян беседовала Мариам Маноян.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора