О чем говорит «охота» на Рубена Варданяна? - Mediamax.am

О чем говорит «охота» на Рубена Варданяна?
32844 просмотров

О чем говорит «охота» на Рубена Варданяна?


Последние так называемые «расследования» в отношении компании «Тройка Диалог», принадлежавшей бизнесмену и филантропу Рубену Варданяну, вызвали шквал общественных и экспертных обсуждений. Финансовый аспект данного кейса для меня не имеет никакого значения (экономист Андрей Мовчан уже подробно разобрал этот элемент), в отличие от политической подоплеки.

Варданян воспринимается не только как российский миллиардер, но и представитель армянской диаспоральной элиты, имеющий тесные связи на Западе и Востоке. С момента появления «расследования» на сайте британского «Гардиан» я внимательно отслеживал публикации, которые выходили в масс-медиа по всему миру. Проделанный анализ показал, что основной упор в большинстве материалов делается не на компанию «Тройка Диалог», а на этническое происхождение Варданяна.

Статистика, выявленная благодаря контент-методике, показывает следующие цифры: словосочетание «армянского происхождения» упоминается 49 раз, «армянин из России» 36 раз, «выходец из Армении» 33 раза, «армянское лобби» 27 раз. Во многих статьях также подчеркивается проект «Аврора», что вызывает еще больше вопросов, главный из которых – в чем заключается реальная цель подобных публикаций и кто конечный бенефициар потенциального ослабления фигуры Варданяна?

Я бы поделил ответ на этот вопрос на две части, которые могут быть тесно переплетены.

Во-первых, это политическая деятельность Варданяна. Во многих интервью и выступлениях он последовательно повторяет, что политика не для него и никаких амбиций в этом направлении у него нет. Однако необходимо понимать, что в нынешних мирополитических реалиях филантропы подобного масштаба не могут остаться в стороне, даже если очень этого хотят. К тому же нельзя забывать, что условные противники не должны верить тебе на слово. Как правило, они предпочитают заранее перестраховаться, чем реакционно тушить пожары, что свойственно нашим властным и финансовым элитам.

Так в исключительно политическом контексте разные центры силы воспринимают его проект «Аврора». Дело в том, что данная инициатива имеет несколько плоскостей. Первое – она связана с вопросом геноцида армян. Так сложилось, что данная проблематика для великих держав возникла задолго до появления независимой Армении и, следовательно, уже длительное время вопрос признания геноцида армян является инструментом внешних сил. В первую очередь, речь идет о Соединенных Штатах.

Для Америки «признание геноцида» - это одна из наиболее эффективных «дубин» против Турции, когда та начинает переходить запретные линии, очерченные Вашингтоном. Неудивительно, что впервые требование о признании геноцида в Конгрессе прозвучало с высоких трибун после оккупации Анкарой Северного Кипра. Если проследить хронологию попыток провести через Капитолий резолюции о признании геноцида, то можно убедиться в ряде совпадений:

а) активизация происходит на фоне кризиса государственного американо-турецкого диалога или бизнес проблем крупных компаний из Штатов, имеющих интересы на турецком рынке;

б) после урегулирования этих проблем резолюция либо замораживается, либо отзывается на неопределенный срок.

Несколько ярких примеров. В 1984 году правительство Турции заключило с компанией «Boeing» предварительное соглашение на покупку 18 самолетов, однако их основной конкурент – европейский авиапроизводитель «Airbus» - сумел договориться с турками о другой сделке. По итогам Анкара ограничила заказ у «Boeing» до 11 самолетов. Спустя несколько месяцев (1985 г.) агенты влияния этой корпорации инициировали обсуждение новой резолюции по геноциду армян - из 229 коспонсоров 197 были зарегистрированными лоббистами «Boeing».

Документ без всяких препятствий проходил один комитет за другим, и турецкое правительство перешло в контрнаступление, угрожая администрации Рейгана и партийным элитам Конгресса ухудшением отношений и аннулированием сделки с «Boeing». После длительных консультаций Анкара приняла неожиданное решение вернуться к изначальной сделке о поставке 18 самолетов, и неожиданным образом один законодатель за другим стали отзывать свои голоса за принятие резолюции, и она была спущена на тормозах, не дойдя до Сената. Практически аналогичная ситуация была в 2006 году, когда Анкара пошла на открытый конфликт с нефтяной компанией «Chevron» и ВПК-гигантом «Lockheed Martin». Иными словами, федеральное признание геноцида армян со стороны Вашингтона (принятие закона, подписанного президентом) невозможно, пока оно позволяет влиять на турецкую сторону. При этом Соединенным Штатам выгодно, что именно ее граждане армянского происхождения являются основными носителями этого вопроса и именно они исполняют операционные функции по его официальному лоббированию (выходя из процесса разочарованными и проигравшими). Единственный бонус – резолюции рекомендательного характера, принимаемые отдельными штатами (не имеют статуса законов, ибо отдельные штаты не могут заниматься внешней политикой, поэтому все эти резолюции носят рекомендательный характер).

В данном контексте проект Рубена Варданяна рассматривается в нескольких формах.

Первое – как попытку России через своего гражданина армянского происхождения перехватить этот крайне важный для мирового армянства (особенно западного) кейс. В «холодной войне 2.0» каждая из сторон логично стремится использовать все имеющиеся ресурсы для достижения цели, и, безусловно, симпатии многомилионной армянской общины, разбросанной по всему миру, могут стать серьезным оружием. Достаточно вспомнить, как положительно армяне восприняли приезд президента Владимира Путина на 100-летие геноцида и негативно отнеслись к решению демократа Барака Обамы не ехать в армянскую столицу для участия в тех же мероприятиях. Фактически для Америки проект «Аврора» есть некая проекция российской мягкой силы для завоевания симпатий западной армянской Диаспоры (не секрет, что для этой части армянского мира вопрос геноцида имеет приоритет над всеми остальными, включая признание Арцаха).

Второе – «Аврора» уже приобрела широкий размах и получила признание как площадки, вокруг которой можно объединить народы, пережившие преступления против человечности. Безусловно, подобная тенденция будет вызывать сопротивление не только у великих и региональных держав, не заинтересованных в самостоятельном эффективном армянском лоббинге, но и у отдельных элит других этнических групп, которым не нравится, что армяне тянут одеяло на себя.

Третье – Варданян ведет деятельность по осмыслению современного армянского мира и, по всей вероятности, видит одну из своих задач в формировании общенациональной аристократии. Противников этой линии (как внешних, так и внутренних) будет еще больше.

Мы должны привыкнуть к одной банальной, но крайне важной мысли сильная Армения - как реальный субъект международного права и голос армянской нации - не нужна никому, кроме нас. Однако реалии показывают, что нам это также не особо нужно. В двух своих последних колонках я размышлял о наших двух проклятьях – правителях и финансовых элитах. Не хочу вновь возвращаться к этим проблемам, но мы обязаны понять другую простую истину – мы должны защищать друг друга изо всех сил (именно в этом заключается главный моральный урок геноцида). Особенно, когда речь идет о конкуренции с другими странами и народами. Мы не должны радоваться, когда чужие атакуют наших и не должны помогать им безразличием к своим. Внутренняя зависть и политика бесконечных подножек друг другу присущи всем народами, но мы должны стремиться стать исключением, ибо иного варианта на выживание у нас нет. При этом еще раз подчеркну, что и наша финансовая аристократия должна изменить свое отношение к собственной государственности и осознать неизбежность своего тотального забвения и растворения в трясинах истории вне сильного национального государства.

Многочисленные примеры показывают, что в иных обществах существуют красные линии, за которые тебя не пустят, чтобы ты ни сделал и какую бы лояльность ни проявлял. Это не хорошо и не плохо, это естественный иммунитет наций (особенно тех, что составляют ядро любой империи).

Желание и стремление построить армянский мир в Калифорнии, Марселе или в любом другом диаспоральном месте приведет к крайне негативным последствиям. Стремление играть исключительную роль операторов внешних сил, меняя одного директора на другого, также закончится для нас плачевно. Сегодня у всех армяноцентричных элементов по всему миру имеется исключительный шанс войти в историю, используя свои качественно-количественные ресурсы для одной единственной значимой цели и идеи – укрепления армянской государственности. Нашим финансовым элитам хотел бы также дать другой совет – не верьте в свою неприкасаемость, обманываясь на цифры в своих банковских счетах. При необходимой задаче и установке ломают всех без исключений. Даже такие семьи, как Рокфеллеры, Вандербильты и Асторы были раскулачены и ослаблены, когда того требовали интересы государства. Забудьте и о номерах высокопоставленных лиц представителей нации-ядра, записанных в ваших мобильных телефонах. История геноцида армян также показывает, что приказы об уничтожении за одну ночь всей интеллигенции были отданы теми, кого именно наши элиты Стамбула считали своими друзьями и в чьи дома приходили в качестве высокопоставленных гостей. Мораль проста – не станем защищать друг друга, нас перебьют по одиночке. Пусть никто не сомневается в том, что все только начинается.           

Арег Галстян – кандидат исторических наук, постоянный автор/эксперт журналов The National Interest, Forbes, The Hill и The American Thinker.

Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.





«Боги» и «Генералы»
Выбор редактора