Когда в 2015 году Армения отмечала 100-летие Геноцида армян, находились скептики, цинично заявлявшие, что история должна быть предоставлена историкам. “Нельзя быть заложником собственного прошлого”, - утверждали они, повторяя как мантру тезис о различиях между Турецкой Республикой и Османской империей. Этот тезис был рожден не сам по себе, - он порожден находящимся у власти самым кровавым на евразийском континенте диктатором, - президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Он приложил много усилий, дабы отвергнуть любые призывы к признанию и осуждению Геноцида армян, который в будущем стал почвой для Холокоста и других серьезных преступлений против человечества. Он даже пытался представить геноцид в Дарфуре (Судан) в ином свете. Несмотря на то, что ряд ведущих мировых держав, включая союзницу Турции в Первой мировой войне, Германию, президент которой Й. Гаук в своей речи 23 апреля 2015 года в Берлинском соборе говорил об осуждении Германией этого преступления, признал факт Геноцида, Турция продолжает опровергать факт Геноцида и игнорировать призывы Европейского парламента, своих международных партнеров и собственного гражданского общества.
Многие, в том числе и мой народ, часто называют Геноцид Великим бедствием, трагедией. Как главный координатор мероприятий, посвященных столетней годовщине Геноцида в своих интервью, статьях и комментариях я много раз заявлял, что геноцид - это прежде всего преступление, последствиями которого являются трагедия и бедствие. Разница между трагедией и преступлением очевидна: трагедия вызывает сочувствие; преступление требует наказания. Без признания и наказания невозможно предотвратить повторение преступления.
Отрицание геноцида имеет прямые последствия. Если мы оставим историкам историю Второй мировой войны и фашизма, оставим историкам историю диктаторских режимов в странах Латинской Америки, оставим историкам историю рабства и истребления коренных американцев, мы тем самым создадим почву для повторения этих ужасных преступлений. Для того, чтобы предотвратить их повторение, одних только слов недостаточно. Признание, наказание и уроки, извлеченные из принятых политических решений, не способствуют предотвращению повторения Геноцида.
Я часто слышал от своих иностранных коллег, что армяне, говоря о сегодняшней Турции, склонны к преувеличению. “Теперь это другая Турция’,- говорят они. В качестве аргументов в пользу данного утверждения приводятся стремление Турции, как члена НАТО, игрока G-20, вступить в Европейский Союз, ее динамично развивающаяся экономика. Многие могут ссылаться также на сильное гражданское общество, турецкую интеллигенцию и современную структуру государства.
Реджеп Эрдоган снова пошел в наступление - Ливиия, Ирак, Сирия, Восточное Средиземноморье, теперь и Южный Кавказ. После десятилетий тайного финансирования, вооружения, обучения и поддержки азербайджанских вооруженных сил, он теперь открыто привлекает террористические группы из Сирии, используя турецкую авиацию, вооружение и военный персонал для поддержки полномасштабного наступления азербайджанской армии на народ Нагорного Карабаха, единственным требованием которого является право на самоопределение. С 1969 года Азербайджаном правит богатая нефтью диктаторская династия Алиевых. Азербайджан и Турция постоянно заявляли, что они “одна нация, живущая в двух государствах”.
Народ Арцаха никогда не будет частью этого единого народа или двух государств.
Когда я писал эту статью, пришло известие о турецком F-16, поддерживающем военную операцию азербайджанских сил против мирных деревень на территории Республики Армения. Через несколько минут этот же самолет нанес удар по военному самолету вооруженных сил Армении на территории Армении.
Несомненно, Арцах и Армения в очередной раз приведут агрессора к поражению, как это неоднократно случалось в прошлом. Однако одно из последствий этой совместно развязанной Азербайджаном и Турцией агрессии уже очевидно: Турция теперь открыто вступила в конфликт на Южном Кавказе, снова став нарушителем спокойствия в регионе, агрессивно выступая как государство, имеющее глобальные амбиции. Турция продолжает свою оптимистичную и агрессивную политику по отношению ко всем своим соседям, полностью соответствующую ее политике “неооттоманизма” - попытки восстановления турецкого контроля над более широкими территориями - Балканы, Ближний Восток и Кавказ. Крайне важно признать, что одна из причин, по которой Турция ведет себя именно так, заключается в том, что заявления и сигналы, которые шли со стороны Турции, остались в значительной степени незамеченными. Сдержанная реакция мира обнадежила Турцию. Можно только представить, какова была бы реакция, если бы любые другие наследники бывших империй в Европе или Азии в 21 веке публично заявили о своих неоимперских амбициях, включили их в доктрину национальной безопасности и действовали в соответствии с этим.
Армия обороны Арцаха со стороны всего народа - как на Родине, так и из диаспоры- получит поддержку в деле восстановления мира и защиты Родины, - от мобилизации резервов и финансовой помощи, до публичной дипломатии и усилий по повышению осведомленности. Все армяне мира должны сегодня объединиться, чтобы остановить агрессора сейчас и сделать это на наших условиях.
Совет Безопасности ООН собирается для обсуждения ситуации в регионе, и все государства-члены должны объединить силы, чтобы немедленно остановить Турцию и Азербайджан и взять ситуацию под контроль. Сопредседатели Минской группы, единственного международного посредника, ответственного за урегулирование Нагорно-карабахского конфликта, должны четко отметить, что недавние события сводят на нет все прошлые усилия, и продолжение любых переговоров невозможно без надлежащего расследования причин этой агрессии. Агрессор заплатит свою цену за эту безответственную и продуктивную атаку, развернутую в разгар международной пандемии.
Реакция международного сообщества должна быть быстрой и конкретной. Сейчас не время для нейтральных и расплывчатых “призывов к сторонам” или ссылок на прошлые заявления, документы и процессы. Все предельно ясно: Турция, виновная в Геноциде армян, возвращается в регион с новыми планами по истреблению армян в Армении и Арцахе в рамках своей неооттоманской стратегии, имеющей целью довести до конца незавершенные дела Османской империи. НАТО и союзники Турции в этой организации, союзники Армении, все основные международные игроки несут ответственность за активизацию усилий по сдерживанию Турции и ее государства-марионетки Азербайджана.
Последствия внедрения сирийских повстанцев и международных наемников в еще один регион, где их раньше не было, попирают усилия международного сообщества по предотвращению распространения терроризма и негосударственных военных группировок. Действия таких группировок в непосредственной близости от потенциально опасных регионов Северного Кавказа являются поводом для обеспокоенности национальной и региональной безопасностью и подготавливают почву для адекватных шагов со стороны России.
Сейчас нет места политкорректным и взвешенным заявлениям. Пора действовать.
Виген Саргсян – бывший министр обороны Армении.
Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.