Ки-Вест: взлеты и падения - Mediamax.am

20203 просмотров

Ки-Вест: взлеты и падения

26 января в Париже прошли переговоры Роберта Кочарян и Гейдара Алиева при участии президента Франции Жака Ширака.

Президент Азербайджана Гейдар Алиев
Президент Азербайджана Гейдар Алиев

2001 год

Январь

 

• 26 января в Париже прошли переговоры Роберта Кочарян и Гейдара Алиева при участии президента Франции Жака Ширака.

 

Февраль

 

• Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян опроверг заявление своего азербайджанского коллеги Вилаята Гулиева о том, что президенты Армении и Азербайджана достигли устного соглашения о принципах урегулирования карабахского конфликта.

 

• СМИ Азербайджана опубликовали конфиденциальные предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сделанные в разные годы. Гейдар Алиев заявил, что «если бы Азербайджан принял модель «общего государства», мы бы потеряли суверенитет над Нагорным Карабахом». Спустя день после публикации предложений посредников в Азербайджане, они появились и в армянской печати.

 

• Президент США Джордж Буш направил послание президенту Гейдару Алиеву, в котором назвал встречи лидеров Армении и Азербайджана «продвижением к взаимоприемлемому урегулированию карабахского конфликта». Буш сообщил Алиеву, что «Соединенные Штаты готовы оказать помощь для создания внутри вашей страны общественной поддержки для урегулирования конфликта».

 

Март

 

• В Париже прошел второй раунд переговоров Роберта Кочарян и Гейдара Алиева с участием Жака Ширака. Оценивая итоги переговоров, французский лидер сказал, что «в решении карабахской проблемы наметился положительный сдвиг». Он выразил уверенность, что при «определенных условиях, почва для которых уже возделана, зерна мирного разрешения конфликта между Арменией и Азербайджаном должны дать хорошие всходы до конца текущего года, которые затем перерастут во взаимоприемлемые для Баку и Еревана политические шаги».

 

• Президент Азербайджана Гейдар Алиев назвал «неудачной» свою последнюю встречу с Робертом Кочаряном в Париже и выразил надежду, что Соединенным Штатам удастся положительно повлиять на ход переговоров.

 

• Роберт Кочарян заявил, что  ресурс его встреч с Алиевым в формате «один на один» почти исчерпан. По его словам, стороны уже прояснили позиции друг друга по спорным вопросам, и «эстафету» должны принять сопредседатели Минской группы ОБСЕ.

 

Апрель

 

• 3 апреля в Ки Весте начались переговоры президентов Армении и Азербайджана с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ. На открытии переговоров присутствовал госсекретарь США Колин Пауэлл. В начале встречи Гейдар Алиев выступил с жесткой критикой в адрес Армении и посредников. Армению Алиев назвал «агрессором и организатором сепаратизма в Нагорном Карабахе», а посредников обвинил в том, что они заняли «пассивную и выжидательную позицию». Алиев говорил более получаса, шокировав посредников и присутствующих журналистов. В своем ответном двухминутном слове Роберт Кочарян сказал, что «проделал столь длинный путь во Флориду для конструктивной работы, а не для участия в пропагандистской кампании».

 

• Государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил в Ки Весте, что «переговоры будут очень трудными». «Президент Буш будет очень внимательно наблюдать за их ходом, и я думаю, что если будет достигнут успех, президент Соединенных Штатов выразит желание встретиться с главами Армении и Азербайджана. Случится ли это на этой неделе или когда-нибудь в будущем, я не знаю», - сказал Колин Пауэлл.

 

• Россия, США и Франция «работают плечом к плечу», пытаясь содействовать урегулированию карабахской проблемы, но «ключ к решению конфликта находится  в руках Азербайджана и Армении», - заявил в Ки Весте первый замминистра иностранных дел  России Вячеслав Трубников, возглавлявший на переговорах российскую делегацию. Трубников выразил надежду, что проявившаяся в первые дни переговоров положительная атмосфера встречи в Ки Весте «может привести к определенным позитивным результатам».

 

• Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил в Ки Весте, что «несмотря на некоторые осложения, в целом, процесс урегулирования продвигается вперед».Осканян заявил, что если подобных оценок придерживается и азербайджанская сторона, «нам будет что отпраздновать, прежде чем покинуть Ки Вест».

 

• Сопредседатели Минской группы приняли в Ки Весте совместное коммюнике, в котором заявили о намерении начать работу над «новым всеобъемлющим предложением» по урегулированию карабахского конфликта. «В ходе интенсивных четырехдневных обсуждений президенты продемонстрировали добрую волю и твердую приверженность необходимости решения конфликта на основе взаимных компромиссов», - говорилось в коммюнике.

 

• Встречи президента США Джорджа Буша с президентами Армении и Азербайджана, состоявшиеся 9 апреля, прошли «в крайне теплой» обстановке.

 

• В ходе переговоров во Флориде рассматривались возможные сроки реализации концепций, которые обсуждались ранее президентами Армении и Азербайджана с Жаком Шираком в Париже, заявил на брифинге в Белом Доме высокопоставленный представитель администрации США.

 

• Кери Кавано заявил, что следующий раунд переговоров по карабахскому урегулированию с участием президентов Армении и Азербайджана состоится в июне 2001 года в Женеве.

 

Май

 

• Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что мирное соглашение будет предусматривать возвращение территорий лишь в случае предоставления Нагорному Карабаху статуса, устраивающего армянскую сторону. Министр сказал, что Ереван настаивает на «горизонтальной» связи между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, либо - на неподчинении Степанакерта Баку. Осканян не стал исключать, что в ходе переговоров будет найден третий, беспрецедентный вариант. Глава МИД подчеркнул, что коридоры, которые должны будут связать Армению с Нагорным Карабахом, а Азербайджан - с Нахичеваном, не могут быть симметричными в силу различных географических условий. «В вопросе о том, кто будет контролировать коридор Нахичеван-Азербайджан, возможно обсуждение различных предложений», сказал Осканян, но «для армянской стороны, естественно, предпочтительнее, чтобы коридор, проходящий по территории Армении, охраняли армянские силы».

 

• Комментируя высказывания Осканяна, бакинская газета «Эхо», ссылаясь на источник, близкий к переговорному процессу, писала, что детали плана по карабахскому урегулированию, озвученные армянским министром, не соответствуют действительности. «О таком урегулировании не говорилось никогда, в том числе - в Ки Весте. Осканян намеренно вводит общественность в заблуждение. Если переговоры обещают армянам почти безусловный успех, зачем им ставить процесс мирного урегулирования под сомнение, нарушая конфиденциальность?», - спрашивал источник бакинской газеты.

 

• 5 мая с неожиданным визитом в Баку прибыл американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Кери Кавано. Несколько дней спустя американский дипломат сказал в интервью Медиамакс, что отправился в Баку по личной просьбе президента Азербайджана Гейдара Алиева. «Звонок президента Алиева застал меня в Германии. Президент попросил меня приехать в Баку для обсуждения некоторых вопросов», - сказал Кавано.

 

• 11 мая Кери Кавано встретился с президентом Армении Робертом Кочаряном в Нью-Йорке. Выступая на бизнес-форуме «Инвестиции в Армению», Кери Кавано выразил уверенность в том, что лидеры Армении и Азербайджана смогут добиться такого мирного соглашения, которое удовлетворит их обоих. Однако, заметил Кери Кавано, способность президентов Алиева и Кочаряна убедить свои народы в необходимости компромиссов станет своеобразным тестом их политических способностей. «Люди в Армении и Азербайджане осознают необходимость мира. Но они не вполне представляют - как идти на компромиссы», - сказал американский дипломат.

 

• 19 мая российский, американский и французский сопредседатели Минской группы ОБСЕ прибыли в регион. В ходе визита было объявлено, что встреча в Женеве, которую планировалось провести в июне 2001 года, переносится на неопределенный срок.

 

Июль

 

• Министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил, что ««парижских принципов» карабахского урегулирования не существует». Гулиев назвал заявления о «парижских принципах» «очередной выдумкой армянской стороны».

 

• Комментируя заявление Гулиева, Осканян сказал: «Реальность состоит в том, что после двух встреч президентов Армении и Азербайджана в Париже посредники сочли возможным организовать переговоры в Ки Весте с целью переноса на бумагу устных договоренностей Кочаряна и Алиева. Именно это мы называем парижскими принципами или договоренностями».

 

• Сопредседатели Минской группы ОБСЕ посетили регион и приняли коммюнике, в котором обратились к народам Армении и Азербайджана с призывом «понять необходимость серьезного компромисса для обеспечения политического урегулирования».

 

Август

 

• В Сочи прошла встреча Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева, по итогам которой президент Армении заявил: «было бы ошибкой говорить о том, что мы пришли к общему знаменателю».

 

Ноябрь

 

• Сопредседатели Минской группы ОБСЕ вновь прибыли в регион. Первый заместитель министра иностранных дел России Вячеслав Трубников заявил в Ереване, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ не предложили президентам Армении и Азербайджана «ничего радикально нового». «Мы работали над схемой, которая обсуждалась президентами Армении и Азербайджана в Париже и Ки Весте.У нас были более детальные предложения в отношении отдельных элементов схемы урегулирования, которая уже известна двум президентам. Вся новизна заключается в деталях. Мы продолжаем придерживаться мнения о том, что нам не надо изобретать новых схем», - подчеркнул российский дипломат.

 

Декабрь

 

• Министр иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Наира Мелкумян заявила в интервью агентству Медиамакс, что «к сожалению, после Ки Веста президент Азербайджана отказался от договоренностей, достигнутых на предыдущих встречах». Она отметила, «что в июне должна была состояться встреча в Женеве, и стороны жили в предощущении очень серьезного прорыва и в определенной степени - оглашения тех принципов, о которых договорились президенты». Отвечая на вопрос о причинах отказа азербайджанского руководства от договоренностей Парижа и Ки Веста, Наира Мелкумян сказала:

 

«Думаю, самую главную роль в том, что Алиев был вынужден отказаться от обещаний, данных им в Ки Весте, сыграла ситуация внутри Азербайджана. Алиев подтверждал свою готовность вести переговоры в том русле, о котором они договорились не только  с президентом Кочаряном, но и с президентами трех крупных и влиятельных государств - Шираком, Путиным  и Бушем. Вряд ли он заранее знал, что откажется от договоренностей. На мой взгляд, с большой долей уверенности можно говорить, что серьезное давление на Алиева оказало его ближайшее окружение, не способное - с учетом субъективных факторов - реализовать те соглашения, которые подпишет Алиев в случае, если ответственность за их реализацию ляжет на них. Естественно, что президенту Алиеву, с учетом его очевидного желания передать этот пост своему сыну, необходимо контролировать свое окружение».

 

2002 год

 

Февраль

 

• Посредники встретились по отдельности с президентами Азербайджана и Армении в Нью-Йорке и Вене. Гейдар Алиев заявил после встречи, что сопредседатели представили ему определенные «новые предложения». Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян сказал, что на венской встрече посредники не представили армянской стороне «каких-либо радикально новых предложений». Российский посредник Николай Грибков заявил, что сопредседатели стараются «обогатить достигнутые в прошлом договоренности новыми элементами».

 

Март

 

• 8 марта американский посредник Рудольф Перина сказал на встрече с президентом Азербайджана в Баку: «настало время решить карабахскую проблему». Его российский коллега, первый замминистра иностранных дел России Вячеслав Трубников заявил, что у посредников нет новых «революционных предложений».Обращаясь к президенту Азербайджана, Трубников просил «не воспринимать как давление» точку зрения сопредседателей на пути урегулирования. При этом российский дипломат подчеркивал, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ не хотели  бы возвращаться из региона «с пустыми руками».

 

• Министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев выступил с серией обвинений в адрес Минской группы ОБСЕ. Он заявил, что «ОБСЕ закрыла глаза на агрессивную политику Армении». Гулиев также выразил недовольство тем, что международные организации, в том числе ОБСЕ, «выдвигают иные контуры урегулирования конфликта» и «призывают Азербайджан смириться с существующей реальностью и разрешить конфликт на основе компромиссов, на большую часть которых должен пойти Баку».

 

• Посол США в ОБСЕ Стефан Миникес заявил: «Соединенные Штаты Америки призывают Армению и Азербайджан завершить работу, начатую на переговорах в Париже и Ки Весте в прошлом году». «Мы призываем президентов Кочаряна и Алиева сделать все возможное для достижения всеобъемлющего решения карабахской проблемы, основанного на взаимной безопасности и компромиссах», - сказал американский дипломат.

 

Август

 

• 11 августа в приграничном селе Садарак прошла встреча президентов Армении и Азербайджана. По окончании переговоров, длившихся 4 часа, Гейдар Алиев сказал: «Переговорный потенциал не исчерпан».

 

Сентябрь

 

• В регион прибыли сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Отвечая в Ереване на вопрос Медиамакс: можно ли говорить о том, что мирный процесс продолжается в соответствии с договоренностями, достигнутыми в 2001 году на переговорах в Париже и Ки Весте, Вячеслав Трубников сказал: «На мой взгляд, отхода от этих договоренностей нет». 

 

Ноябрь

 

• Выступая на заседании Совета Евро-Атлантического Партнерства /СЕАП/ в Праге Роберт Кочарян заявил, что «если бы Азербайджан принял предложенный план урегулирования, сегодня мирное соглашение было бы уже частично реализованным».

 

2003 год

 

Октябрь

 

• Отвечая на вопрос, остаются ли в силе договоренности, достигнутые на переговорах в Париже и Ки Весте, российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков сказал в интервью Медиамакс: «Мы исходим из договоренностей, достигнутых на высшем уровне - между президентами двух стран. О других договоренностях я ничего не знаю. Пока мы исходим из того, на чем остановились президенты Армении и Азербайджана в ходе своей последней встречи, состоявшейся почти год назад».

 

Декабрь

 

• В Женеве прошла первая встреча президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева.

 

2004 год

 

Январь

 

• Первый замминистра иностранных дел России Вячеслав Трубников заявил, что встреча Роберта Кочаряна Ильхама Алиева в Женеве «имела важное значение, но не могла снять все вопросы, в том числе касающиеся процедурной стороны». «Кроме того, потребуется выработать новую общую основу для переговоров», - заявил Вячеслав Трубников. «За более чем десятилетнюю историю Минской группы предлагалось несколько вариантов урегулирования, и все они отвергались либо Арменией, либо Азербайджаном. По существу, все возможные варианты урегулирования уже так или иначе стояли в повестке переговорного процесса», - сказал замминистра иностранных дел России.

 

• 20 января Ильхам Алиев заявил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны выступить с новыми предложениями по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.  Президент Азербайджана сказал, что деятельность Минской группы ОБСЕ за последние несколько лет была «безуспешной» и подчеркнул, что общественность Азербайджана «многого ждет от посредников».

 

• 27 января глава МИД Армении Вардан Осканян заявил, что «Ильхам Алиев осознает собственную слабость в вопросе карабахского урегулирования». Министр подчеркнул, что прежний президент Азербайджана был готов взять на себя ответственность по решению проблемы. «Гейдар Алиев считал, что обладает необходимым моральным правом для урегулирования конфликта», - сказал Осканян. По его словам, именно этим было обусловлено то обстоятельство, что в 2001 году на переговорах в Ки Весте президенты Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Гейдар Алиев вплотную подошли к решению проблемы. Глава МИД Армении заявил, что ближайшее окружение Гейдара Алиева, в том числе его сын Ильхам, стали причиной того, что впоследствии азербайджанский лидер отказался от договоренностей Ки Веста. «У Гейдара Алиева уже тогда были определенные проблемы со здоровьем, и он опасался, что не успеет претворить в жизнь достигнутые договоренности», - отметил Вардан Осканян.

 

Февраль

 

• Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил, что «переговорный процесс практически зашел в тупик, поскольку ни Армения, ни Азербайджан по-прежнему не хотят идти на уступки». «Сейчас ситуация такова, что стороны застыли на своих позициях, нет абсолютно никакого движения», - отметил российский дипломат. По словам Мерзлякова, единственная альтернатива - «это наладить хоть какие-нибудь переговоры между сторонами». «Чтобы это было не публично, а была возможность обсудить и определить круг вопросов, по которым стороны готовы хоть о чем-то говорить. Пока этого нет. Вообще нет повестки дня», - заявил российский сопредседатель.

 

• 11 февраля министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил, что у официального Баку есть «полное право» начать с нуля переговоры по карабахскому урегулированию.

 

• Реакция МИД Армении на это заявление: «Если Азербайджан хочет начать переговорный процесс с нуля, он должен обращаться исключительно к Степанакерту, если последний, конечно, согласится на это».

 

Март

 

• Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «за 12 лет Минская группа ОБСЕ не предприняла ни одного положительного шага». «Сегодняшняя позиция Минской группы не может играть положительной роли, так как она выражается не решением вопроса, а наблюдением за ним», - заявил президент Азербайджана.

 

• Ильхам Алиев опроверг утверждения о наличии договоренностей между Баку и Ереваном об урегулировании нагорно-карабахского конфликта. «Никаких договоренностей не было и нет. Это лишь очередная выдумка армянской стороны», - заявил он. «Если такая договоренность имеется, то пусть армяне официально заявят о ней или опубликуют в печати. Я бы посоветовал им отказаться от подобной лжи. Время подобных провокаций прошло. Сегодня мир требует прозрачности. Невозможно сохранить в тайне любое соглашение, даже тайное. Я говорил с сопредседателями Минской группы, и призвал их посоветовать этим людям в Армении отказаться от лжи, так как это не делает чести ни одной из сторон, ведущих переговоры», - сказал Ильхам Алиев.

 

• МИД Армении призвал официальный Баку «не играть в прятки», а «ясно и честно заявить» о своем нежелании принимать во внимание итоги переговоров по карабахскому урегулированию, проведенных за последние годы. Что касается предложения президента Азербайджана «опубликовать документы, если таковые имеются», то, как заметил официальный представитель МИД Армении, «письменные документы составлены не нами, а Минской группой ОБСЕ, и если азербайджанская сторона заинтересована в их публикации, пусть обращается к посредникам».

Выбор редактора