На прошлой неделе я сопровождал на съемках группу литовских журналистов. На встрече с послом Литвы в Армении Эрикасом Петрикасом мои коллеги спросили, живут ли в Ереване литовцы. Какого же было мое удивление, когда посол сказал, что здесь проживает супруга известного армянского писателя Гургена Маари - Антонина, родом из Литвы, которая по завету супруга осталась в Армении после его смерти в 1969 году.
По предложению литовских коллег мы посетили госпожу Антонину. Она живет в одиночестве на улице Касьяна в квартире, выделенной еще советской властью. Уверен, после смерти Гургена Маари ремонт в квартире не проводился, и она сохранилась в точности такой, какой была при жизни писателя. Единственная современная деталь в гостиной - небольшой, накрытый тканью телевизор. А на стенах - фотографии, документы, вырезки из газет – все, что может рассказать о судьбе Маари…
Гурген Маари и пани Антонина прожили тяжелую жизнь. Молодого писателя, дружившего с Чаренцом и Бакунцем, арестовали в 1936 году – в самом начале сталинских репрессий. Маари избежал трагической судьбы своих друзей, однако был приговорен к 10 годам лагерей. Вернувшись в Армению в 1946-м, он попытался начать с нуля, однако в 1948 году снова был арестован и сослан в отдаленные села Красноярского края. Там председатель колхоза доверил Маари «почетную» должность скотовода…
Г-жа Антонина вместе с тысячами литовцев была арестована сотрудниками НКВД в 1945-м, сразу после освобождения Литвы от фашистов, на основании подложных обвинений в сотрудничестве с ними. Поскольку никаких доказательств подобного сотрудничества не нашлось, молодую Антонину не расстреляли, а «всего лишь» сослали в Сибирь – умирать самой… Волей судьбы ей удалось выжить, и в 1952 году во время очередного переселения она познакомилась с Гургеном, который был на 20 лет старше ее. В красавицу Тоню Маари влюбился с первого взгляда и начал посвящать ей стихи. Зародившемуся роману помешало переселение Антонины в другое село. Но Гурген Маари продолжил писать ей любовные письма, которые часто оставались без ответа. В 1953-м Маари тяжело заболел. Врачи поставили диагноз – туберкулез, предсказав ему скорую смерть. Но его спасла любовь пани Антонины…
«Когда я пришла к нему в больницу, он весил 45 кг, врачи говорили, он не проживет и нескольких дней… Его состояние было очень тяжелым, он ничего не ел и постоянно твердил: «Я умру, если ты уйдешь». Я была обязана остаться с ним, он был моим боевым товарищем, я ухаживала за ним, давала лекарства, кормила. Через несколько недель он встал на ноги. Врачи сказали, что это чудо, что его спасла моя любовь»,- рассказывает пани Антонина.
Они поженились через несколько дней, вскоре родилась дочь. После смерти Сталина Гургена Маари полностью оправдали, в 1954 году. Он отправился в Москву и потребовал, чтобы ускорили процесс реабилитации супруги. И вот, в том же году он вернулся вместе с женой и дочерью в Армению…
В Ереване писателя встретили тепло, сразу предоставили отдельную квартиру, восстановили в должности и окружили почетом. Однако несчастья продолжали преследовать его семью: в трехлетнем возрасте от туберкулеза умерла дочь, а здоровье самого писателя периодически ухудшалось, из-за чего часто требовалась госпитализация. Вдохновленный рождением сына, в конце 50-х Маари написал свои лучшие творения. Однако болезнь оставила глубокий след на его здоровье. В середине 60-х он снова тяжело заболел и после долгого и бесполезного лечения скончался в литовской Паланге в 1969 году. Перед смертью он попросил жену похоронить его в Армении и завещал ей жить в их ереванской квартире. Гургену Маари не суждено было узнать, что его сыну тоже предстоит короткая и тяжелая жизнь…
«Если бы я знала, какая тяжелая жизнь мне уготована, я предпочла бы не рождаться и не видеть всех тех страданий, которые выпали на долю моей семьи»,- говорит госпожа Антонина.
12 апреля на посвященной 100-летию Геноцида армян мессе в соборе Святого Петра в Ватикане Папа Римский сказал, что в 20-м веке мир стал свидетелем трех великих трагедий – Геноцида армян, фашизма и сталинизма. После этих слов многие в России и частично в Армении начали обвинять и ругать Папу Римского за сравнение фашизма со сталинизмом. Честно говоря, меня это не удивило: благодаря пропаганде и искажению исторических фактов в России Сталин по сей день считается одним из наиболее популярных государственных деятелей. Другое дело - Армения. Хотя всем, казалось бы, давно известно, насколько огромный вред нанес сталинский режим Армении и особенно армянам, по сей день не прекращаются попытки героизировать диктатора-кровопийцу и оправдать преступления Сталина и его окружения обстоятельствами того времени. Достаточно вспомнить скандальное решение установить памятник Анастасу Микояну в центре Еревана, что не произошло только в результате вмешательства общественности. И то, возможно, только временно.
В своей автобиографии «Моя одиссея» Антонина Маари подробно описала проявления фашистского и сталинского режимов, насилие, пытки и испытания, которым подвергались простые люди в те тяжелые времена. Хотелось бы, чтобы эту книгу обязательно прочитала наша молодежь. Чтобы ни у кого больше не возникало желания оправдывать или, тем более, героизировать диктаторов.
Давид Алавердян – главный редактор Медиамакс.
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.