Фотография Вагинака Казаряна «Спящий солдат» была отобрана примерно из 5000 фотографий и вошла в тройку номинантов в категории «Современные проблемы в одном фото».
15 апреля состоится церемония награждения, которая в связи с пандемией коронавируса пройдет в онлайн-режиме.
В категории «Фотоистория года» номинирована серия «Потерянный рай» Валерия Мельникова на тему Арцахской войны.
Фотограф-документалист Вагинак Казарян - фрилансер. Во время войны и после нее он ездил на своей машине по Арцаху и Сюнику, чтобы запечатлеть лицо войны. «Спящий солдат» - первая фотография, представленная Вагинаком на World Press Photo.
После публикации имен номинантов World Press Photo 2021 мы побеседовали с Вагинаком Казаряном. Кстати, он сотрудничает с Медиамакс с 2017 года в рамках проекта, рассказывающего об учителях инициативы «Преподавай, Армения!», работающих в регионах Армении и Арцахе.
«Я почувствовал момент и сделал фото»
На участке, ведущем от Неркин Хндзореска до Кашатага были посты, откуда наблюдали за передвижениями азербайджанских войск, чтобы предотвратить нападение на Сюник. Получить разрешение на фотосъемку было сложно. Один из командиров предложил: «Давай пойдем, просто посмотрим». Я оставил фотокамеру в машине, снимал на телефон. Аппарат крупноват, мог привлечь внимание.
Мы переходили с позиции на позицию. Я шел впереди. Переходя через окоп, я увидел спящего солдата и замер. Идущих за мной я попросил остановиться, чтобы не разбудить солдата, и мне удалось сделать кадр. Солдат спал очень чутко – он проснулся от нашего шепота. Возможности сделать второй снимок у меня уже не было.
Фото: Вагинак Казарян
Я заснял кадр именно таким, каким увидел в первую секунду. Это была секундная интуитивная вспышка, момент, который я почувствовал и сфотографировал.
Солдат проснулся, мы перебросились парой слов и двинулись дальше. Даже не помню, успел ли я показать ему фото - столько всего происходило в этот момент. Я не запомнил его лица, помню только, что он не был солдатом-срочником. Позже я достал фотоаппарат и по просьбе солдат сделал их портреты, чтобы потом им отправить. Возможно, на этих фотографиях был и тот парень, но вспомнить я не могу.
«Мы были именно такими - сильными, но спящими»
Сейчас я смотрю на это фото и мне кажется, что вот он - символ нашей воюющей Армении. Наш солдат, сильный, мощный, широкоплечий, но спящий. Для меня это символ нашей побежденной Армении - не солдата - в том смысле, что мы не были готовы к войне. Эта фотография тут ни при чем, солдат просто спал, но если лишить ее конкретики и попытаться воспринять по-иному, кажется, что наше поражение было там,
в той точке, в тот момент.
Для меня эта фотография очень противоречива. Во время войны я воспринимал ее позитивно - она была для меня символом силы. Теперь я оглядываюсь назад и понимаю, что мы были именно такими - самоуверенно спящими. Сильными, но спящими. Я считаю это и своим личным поражением.
«Война - это огромное противоречие»
Война - это огромное противоречие. Везде, где я был, у всех, с кем мне довелось встретиться – у солдатов и других людей - было приподнятое настроение, по крайней мере, внешне это выглядело так. Конечно, была и боль, но подавленности я не замечал. Сейчас гораздо сложнее.
В самом процессе многое не воспринимается так остро, как после его окончания. Война была именно таким противоречием: потери, жертвы, трагедия, и - быт и дух людей. Людям казалось, что они всегда жили в состоянии войны, что это и есть реальность. По окончании войны стало гораздо тяжелее, когда приходилось уезжать, сжигая свои дома. Люди были уже сломлены.
Но я верю, что мы преодолеем и это испытание и выйдем из него победителями, пусть даже это случится не в самом ближайшем будущем.
Лусине Гарибян
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.