Когда ежедневно перед глазами мелькают тысячи людей, строятся новые здания и кварталы, открываются магазины и торговые центры, эмиграция кажется далеким термином из статистических отчетов. Но стоит на шаг отступить от городского асфальта, и эмиграция становится реальностью, судьбой тысяч семей.
Медиамакс начинает цикл «Умирающие села Армении». Первая статья – о селе Даштадем Лорийского марза.
О селе
Удаленность от столицы: 163 км
Население: 120 человек
Даштадем – одно из сел Таширского района (Калинино) Лорийского марза. Из Ташира сюда можно добраться по 10-километровой грунтовой дороге, которая не знала асфальта даже в советские годы. Автобус или микроавтобус в Даштадеме в последний раз видели в 1993 году.
Фото: Медиамакс
До 1988 года в селе было более 1 000 жителей, большинство из них составляли азербайджанцы. После начала карабахский событий, они покинули село, обменяв свои дома на комфортные квартиры армянских беженцев из Азербайджана. Со временем беженцы также покинули село: многие уехали из Армении, кто-то перебрался в Ереван. Одно из некогда крупнейших сел региона сегодня полуразрушено, а постоянно живет в нем всего два десятка семей.
Не все армянские операторы могут обеспечить надлежащий уровень связи в Даштадеме. Село находится у армяно-грузинской границы, и в разных участках села у жителей периодически включается роуминг.
Фото: Медиамакс
Выезды на заработки или скотоводство
Пастух Араик – первый, кого мы встретили в селе. Молодой человек несколько лет подряд ездил в Россию на заработки. В этом году не поехал из-за рождения ребенка. В Даштадеме он пасет стадо одного из сельчан. Тем и зарабатывает на хлеб.
Фото: Медиамакс
«У нас есть только два способа прокормиться - пасти скот, или работать в России. Молоко сдаем на сыроваренный завод в Ташире, но молока двух-трех коров недостаточно, чтобы обеспечить прибыль – нужно больше. А такая возможность есть не у многих. Многие уехали в Ташир, Ванадзор, Ереван, Россию – кто куда смог. А те, кто остался, еле зарабатывают на хлеб»,- не слезая с лошади, рассказывает Араик.
Закончив рассказ, он приглашает нас к себе на кофе, знакомит со своим дядей Айказом Межлумяном, который также обеспечивает семью, выезжая на заработки за рубеж.
Фото: Медиамакс
«Кемерово, Томск, Москва, Санкт-Петербург – я объехал пол-России. Работал на стройках. Через несколько дней снова уеду на год. Думаете, я не скучаю по жене, детям? Не хочу остаться? Но другого выхода нет», - рассказывает Айказ и соглашается сфотографироваться.
Семья Межлумян – одна из самых многочисленных в Даштадеме, трое из 14 учащихся в сельской школе – Межлумяны.
Фото: Медиамакс
Перед укрупнением
Продолжаем гулять по селу. Ездить по местным дорогам можно только на внедорожнике. Повсюду развалины, заброшенные дома. Сельчане рассказывают, что за последние 20 лет уезжающие разбирали дома и продавали по частям на стройматериалы. На полученные деньги покупали билеты в один конец.
Фото: Медиамакс
Походив несколько часов по окрестностям, решаем зайти в сельскую администрацию. Редкие прохожие указывают дом сельской старосты – Марине Хроян. Под администрацию она оборудовала один из двух жилых домов - отдельного административного здания в Даштадеме нет.
Фото: Медиамакс
«Я стала старостой 4 года назад. Проблем было много, а я одна. Государство ежегодно выделяет 7 млн драмов, которых хватает только на зарплаты сотрудников администрации и некоторые небольшие текущие расходы. Еле сумели решить вопрос водопровода и залить некоторые ямы на дорогах. В селе нет детского сада. По программе укрупнения общин Даштадем в 2017 году присоединится к городу Ташир, и мы больше не будем распоряжаться бюджетом. Вопрос ремонта школы тоже повиснет в воздухе, возможно, ее вообще закроют»,- рассказывает Марине Хроян.
Фото: Медиамакс
Надежда Даштадема – 14 учеников
Фото: Медиамакс
Школа – самое большое и старое здание в селе, построенное в 1929 году. Здесь нет обычной школьной суматохи, ни бегающих по коридорам детей со смартфонами. В двухэтажной школе всего 14 учеников. Ученики первого, второго и четвертого классов занимаются вместе. 45 минут урока учитель делит на 3 части. Из-за недостатка в специалистах один учитель преподает сразу несколько предметов. В этом году в первый класс в Даштадеме пошли всего двое детей.
Фото: Медиамакс
Директор школы Сергей Агаджанян уже и не помнит, сколько раз он пытался найти средства на ремонт трех классов. Бюджета хватает только на дрова и предметы первой необходимости.
Фото: Медиамакс
«Многие уезжают из села, и мы не можем уговорить их остаться. Одна из основных причин – состояние школы. Люди не хотят такого образования для своих детей», - говорит Сергей.
Фото: Медиамакс
Молоко, которое дешевле воды
Утром в 07:30 начинаем разъезжать по селу в грузовике сыроваренного завода Ташира.
Фото: Медиамакс
«Если бы не молоко, в Даштадеме люди бы голодали. А так они хотя бы зарабатывают на хлеб. Некоторые сдают по 6-7 литров и получают 700-800 драмов в день», - рассказывает водитель Артур, и переливает в бочок молоко, которое принес Самвел Гандилян.
Стадо Самвела самое крупное – у него 30 коров. Он говорит, что за молоко людям платят ничтожные деньги.
Фото: Медиамакс
Photo-Samvel
Самвел Гандилян
Фото: Медиамакс
«В магазине литр воды стоит 200 драмов. У нас же литр молока покупают за 120. Получается, вода дороже натурального молока. Два-три года назад молоко принимали за 170 драмов, потом цена спустилась до 90, теперь стала 120. Даже если у тебя всего одна корова, нужно с 6 утра до 9 вечера проводить в стойле, потом в поле, целый проливать пот. В итоге, получаешь 7 литров молока. На часть полученных денег еще надо купить сено на зиму. И все», - рассказывает Самвел Гандилян.
Фото: Медиамакс
Два дня, проведенные в Даштадеме, дают много тем для размышлений. Когда разрушенных домов в селе больше тех, в которых живут люди, а количество учителей в школе примерно равно количеству учеников, вероятность того, что через 10-15 лет здесь сохранится село под названием Даштадем, стремится к нулю.
Сурен Степанян
Фотографии: Эмин Аристакесян
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.