Украинский кризис и возможные жертвы Армении - Mediamax.am

Украинский кризис и возможные жертвы Армении
16489 просмотров

Украинский кризис и возможные жертвы Армении


15 лет назад, в декабре 1999 года, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил в Ереване:

«Противоречия между США и Россией сегодня обострены как никогда. В случае нового обострения отношений мы будем вынуждены не по своей воле отказаться от принципа комлементарности и сделать выбор между Штатами и Россией».

Сегодня представители официального Еревана не делают подобных публичных заявлений, хотя очевидно, что отношения России и Запада обострены намного сильнее, чем 15 лет назад. И парадокс в том, что после сентябрьского решения президента Армении [о вступлении в Таможенный союз], сам факт такого заявления может быть истолкован превратно - в Москве полагают, что свой выбор Армения сделала еще полгода назад.

Вне зависимости от того, как разрешится украинский кризис и что будет в Крыму, отношения Запада и России никогда не будут прежними. Владимир Путин, к примеру, никогда не забудет распространенный на прошлой неделе Госдепартаментом США документ «Вымыслы президента Путина: 10 ложных заявлений о ситуации в Украине».

По иронии судьбы, на протяжении последних 10-15 лет именно урегулирование нагорно-карабахского конфликта считалось фактором, который позволял России и США продолжать сотрудничество даже тогда, когда напряженность в их отношениях достигала пика. В первое время после прихода к власти Джорджа Буша казалось, что американо-российские отношения катятся в пропасть, но многие зарубежные наблюдатели отмечали, что переговоры по карабахскому урегулированию с участием президентов Армении и Азербайджана, состоявшиеся в апреле 2001 года в Ки Весте, стали катализатором нормализации отношений между Россией и США.

В частности, The Washington Post писала в своем редакционном комментарии:

«Представители американской администрации говорят, что переговоры по карабахскому урегулированию предоставили шанс для совместной работы правительствам Буша и Путина после осложения отношений, вызванных шпионскими скандалами и разногласиями по вопросу об экспорте вооружений». А  советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс говорила, что урегулирование карабахского конфликта является «очень хорошим примером сотрудничества Соединенных Штатов с Россией и Францией».

Сегодня Москва и Вашингтон не делают заявлений, которые бы бросали тень на их партнерство в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ. К сожалению, нельзя исключать того, что дальнейшее обострение ситуации в Крыму может привести к слому института тройного сопредседательства. Вполне вероятно, что Россия посчитает себя вправе выступать отныне в роли единственного посредника на переговорах. Конечно, это вряд ли понравится Ильхаму Алиеву. Его возможности для маневра, конечно, намного шире, чем у его армянского коллеги, но вряд ли они окажутся достаточными для открытого противостояния с Россией.

Кроме того, непонятно, как будут трактовать Россия и Запад принцип самоопределения народов в случае отделения Крыма от Украины и вступления в состав России.

С учетом того, что отношения Армении и ЕС переживают период неопределенности и в обозримом будущем не вернутся к тому уровню, на котором были до решения президента Армении о вступлении в Таможенный союз, на этом направлении Еревану вряд ли грозят серьезные потери.

Больше опасений вызывает будущее отношений Армении с НАТО и двусторонние военные программы с США. В начале марта я был в штаб-квартире НАТО в Брюсселе и один из высокопоставленных представителей альянса сказал мне:

«Нас, конечно, не обрадовало то, что произошло 3 сентября. Однако вы продолжаете работать в тех рамках, которые сами для себя определили, и в этом смысле решение о Таможенном союзе не затронуло отношений Армении с НАТО».

Однако данная ситуация не статична. Вполне вероятно, что в случае дальнейшего обострения отношений и замораживания работы в формате Совета Россия-НАТО, Москва «предложит» Армении последовать ее примеру. К сожалению, у Еревана не осталось ресурсов, которые бы позволили сказать «нет».

Возможное охлаждение отношений Армении с НАТО не только окончательно закрепит геополитический «выбор» Еревана, но и лишит наши Вооруженные силы возможности пользоваться преимуществами для проведения оборонных реформ, модернизации военного образования, развития миротворческих способностей, которые делают армянскую армию современной и конкурентосопобной.

Я не рисую пессимистическую картину, а пытаюсь рассмотреть возможные варианты развития событий. Дай Бог, чтобы они не сбылись, но хочется надеяться, что руководители Армении просчитывают все возможные сценарии.

В ситуации внешней неопределенности фактор внутренней консолидации общества может стать решающим. Но для такой консолидации необходима настоящая демократизация, верховенство закона и беспощадная борьба с коррупцией, разработка долгосрочных программ развития страны. Чем дольше мы будем медлить с этим, тем большей будет вероятность того, что станут сбываться самые неблагоприятные внешнеполические сценарии.

Ара Тадевосян - директор Медиамакс.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора