Виртуальная битва «под Братиславой» - Mediamax.am

Виртуальная битва «под Братиславой»
33079 просмотров

Виртуальная битва «под Братиславой»


Когда в начале года я писал колонку «Алиев, Пашинян и диванные эксперты», то, конечно, не испытывал иллюзий на тот счет, что новых спекуляций вокруг карабахского урегулирования не будет.  

 

Но то, что происходило в сети в последние дни, сложно просто назвать истерией. В нашей страны развернулась настоящая информационная операция против общественности. Мы знаем, что в политической борьбе «все средства хороши», но казалось, что оставались «красные линии», которые, согласно, неписаным договоренностям, переступать не следует. 

Независимо от того, насколько оппоненты недовольны (часто - оправданно) действиями властей, вопрос Арцаха – не та тема, которую можно использовать в качестве оружия во внутриполитической борьбе. Повторю то, о чем писал в начале года: если появятся реальные факты, свидетельствующие о готовности властей «сдать Арцах», тогда все вместе восстанем. Пока таких фактов нет, есть основания утверждать, что мы имеем 

дело с аморальностью. 

 

Информационная операция состояла из нескольких актов. 

 

Прежде всего, визит Сергея Лаврова в Баку был представлен как прелюдия к надвигающемуся «апокалипсису». Да, Лавров в Баку повторил то, что российская сторона уже делала - фактически раскритиковал заявление Пашиняна о том, что «Арцах – это Армения, и точка». А что, кто-то ожидал, что представитель страны-посредника поприветствует заявление одной из сторон, по сути, предопределяющее исход переговоров?

 

Затем появилась информация о том, что на предстоящей в Братиславе ежегодной министерской конференции ОБСЕ, возможно, будет принято пятистороннее заявление (Армения, Азербайджан и три страны-сопредседателя). Даже если такое заявление было бы принято, оно стало бы ни первым и ни, вероятно, последним. Но джинн уже вырвался из бутылки - многие писали о «Братиславе» так, что, казалось, нас ждет что-то более страшное, чем Ватерлоо и Перл-Харбор вместе взятые. Стали звучать требования «немедленно раскрыть суть братиславских переговоров». Ваш покорный слуга 25 лет пишет о карабахском урегулировании. Доходящая до психоза атмосфера, свидетелем которой я стал в эти дни, превзошла те ожидания, которые были перед переговорами в Ки-Уэсте, Рамбуйе или Казани, когда были реальные надежды на прорыв. 

 

В третьем акте операции на удивление «синхронно» было названо «ультиматумом» заявление, распространенное делегацией Азербайджана в ОБСЕ. Практически никто не попытался напомнить, что после установленного в 1994 году перемирия Азербайджан принял на различных уровнях десятки, если не сотни таких документов, которые являются не чем иным, как «филькиными грамотами». За последние 10 лет президенты стран-посредников как минимум 3 раза перечисляли те принципы и ключевые элементы, которые должны стать основой для урегулирования. Пока Азербайджан официально не отказался от этих принципов и элементов, разговоры об «ультиматумах» смешны. 

 

С другой стороны, вовсе и не смешны, учитывая, что в Азербайджане пристально следят за нашими социальными и традиционными медиа. Думаю, наблюдая за нашими обсуждениями об «ультиматуме», в соседней стране с новой силой поверили в 7-й из перечисленных Давидом Алавердяном мифов

 

После «легитимизации» в общественном пространстве темы «ультиматума» прозвучали призывы-требования «немедленно прекратить переговоры». 

 

А потом настало 5 декабря, министр иностранных дел Армении выступил в Братиславе, и некоторые из организаторов информационной операции не моргнув глазом стали утверждать, что именно их «сигналы тревоги» сыграли «отрезвляющую» роль. 

 

Самое печальное в этой истории то, что, с одной стороны, мы открыто продемонстрировали миру весь ассортимент наших страхов, а с другой – призываем прекратить переговоры и готовиться «только к войне». Нет ли здесь противоречия? 

 

Есть простые истины, которые нужно попытаться понять, чтобы каждый раз не становиться жертвой «постправды» (post-truth). Мы всегда будем настаивать на праве народов на самоопределение и невозможности существования Арцаха в составе Азербайджана. Азербайджан всегда будет настаивать на своей территориальной целостности и возврате территорий. Означает ли это, что война неизбежна? По всей вероятности, да. Но это не означает, что нужно впадать в панику и ужасаться несуществующих «ультиматумов». Это означает, что следует не изобретать велосипед, а следовать классикам: «хочешь мира – готовься к войне». Приведу отрывок из интервью с министром обороны Давидом Тонояном, которое я делал в апреле 2019 года: 

 

«В обществе есть проблемы, которые мы должны решить. Важность победы должна быть осознана и оценена должным образом. Порой люди попадают под влияние информационной политики соседней страны. Азербайджан утверждает, что они «очень сильные, самые мощные». Азербайджану кажется, что он обладает монополией говорить о победах или территориях. Такой монополии у них нет и не будет». 

 

Конечно, мы можем делать предположения о «плане Лаврова» и строить «теории заговора». Но сверхдержавы всегда будут пытаться продвигать собственные интересы, и завтра может появиться, к примеру, «план Помпео». А мы должны понять, что если можем «скормить» обществу «Братиславское сражение», это только пробудит аппетит Лаврова, Помпео и руководителя соседней страны. Причем, для этого им потребуется ноль усилий и ресурсов. 

 

Ара Тадевосян – директор Медиамакс 

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора